Size: a a a

Культурный

2020 July 03
Культурный
Одним из первых проектов корпорации RAND стало построение таблицы случайных чисел на миллион ячеек (Америке нужны были массивы данных для научных и криптографических задач).

А самым медленным криптографически стойким генератором псевдослучайных чисел является алгоритм Блюм-Блюма-Шуба (разработанный Ленор Блюм, Мануэлем Блюмом и Майклом Шубом).
источник
Культурный
Поиск в телеграме (с помощью бота, разумеется) иногда приносит интересные ссылки. Вот, например, статья Федора Корандея про Карское море в поэзии, которая начинается с Шекспира и Уильяма Уорнера - автора Albion's England. Прекрасно, что об Уорнере вспомнили и процитировали фрагмент про Бёрроу и самоедов (правда, в первом издании 1586 года такого фрагмента нет, он появился только во втором, через 11 лет). Кстати, отец Уорнера был с Ченслором в том самом первом плавании в Россию в 1553.

Но вот с тем, что в "Зимней сказке" Шекспир пересказал нападение белого медведя на членов экспедиции Баренца, согласиться, конечно, трудно.  Корандей, собственно, здесь ссылается на статью Эмили Натт, где почти что любое упоминание льда у Шекспира легко возводится к дневникам де Веера. От этой методологии всегда грустно: найти какой-нибудь вполне достоверный источник (никто, например, не отрицает, что "сосульки на бороде голландца" в "Двенадцатой ночи" - это действительно отсылка к де Вееру).

Но вообще "нападение медведя" как прием придуман не Шекспиром. В самом начале "Муцедора" - комедии, которую приписывали Шекспиру - медведь гоняет влюбленных по сцене, а потом его за сценой убивает пастух Муцедор. Там и ремарка почти в точности как у Шекспира: "Enter Segasto running, and Amadine after him, being Pursued with a Bear."

Дрессированных медведей в Англии было немало, и не нужно было читать про то, как белый медведь бросается на голландца, чтобы их бояться. Слендер в "Виндзорских насмешницах" хвастается, как он остановил Сакерсона, крепко схватив цепь.

О том, как театр и травля медведей сочетались в одном пространстве, можно почитать в статье Джейсона Скотт-Уоррена, а про медведей в пьесах есть немного у Джудит Вулф. Конечно, и белые медведи на сцене появлялись: Вулф пишет о маске Джонсона "Оберон", где именно два белых медвежонка, подаренные королю, вывозили на сцену принца Генри, игравшего Оберона. Барбара Равелхофер предполагала, что один из них впоследствии и изображал убийцу шекспировского Антигона. Но вот как-то сомнительно, что королевский подарок так легко отдали бы в театр, пусть даже труппе Слуг Короля - просто чтобы он на пару секунд появился в зале?  Другое дело, если этот кусок в "Зимней сказке" появился, например, в придворном представлении (а оно было в ноябре 1611 и потом еще как минимум один раз - в 1613).

Так что не всякий страшный русский медведь - белый :) Еще в 1555 Ричард Иден, переводя "De Orbe Novo Decades" Пьетро Мартиро д'Ангиера, вставил туда пересказ фрагментов из недавно вышедшей книги Герберштейна. Так что англичане еще до рождения Шекспира читали мрачный рассказ о том, как в "провинции Московия" медведи от голода выходят из леса и нападают на деревни, а их жители в страхе бегут в поля. где и замерзают насмерть: "Wylde beares also inforced therto by famyn, lefte the wooddes and ranne here and there into dyuers villagies and houses: At whose commyng while the men of the countrey forsooke theyr houses and fledd into the fieldes, manye of them perysshed throughe the vehemencie of the coulde".  Этот медведь явно родом не с Nova Zembla.

И, конечно, нельзя не вспомнить, что у Милтона "К востоку от Печоры мнимый путь / К богатым берегам Катая" уже появлялся в его книге о Московии. А "Кронийское море", конечно, совсем не обязательно Карское: Mare Glacialis, frozen sea, где спит усыпленный Зевсом-Юпитером Крон-Сатурн.

Кэмден в "Британии" связывает легенду о Сатурне с неким "британским островом" (обратите внимание на артикль): "Above these Ilands the sea is tearmed,*The slow, frozen, and Icie sea; for that it is so rough by occasion of heaps of Ice, and scarce navigable. It is also named of ancient writers CRONIUM, or Cronian sea, of Saturne; because here in a British Iland, as Plutarch recordeth, there goeth a tale, how Saturne is kept sleeping in a deepe cave". Но дальше говорит, что это басня, "обернутая в мифиологию", а на самом деле в земле там скрыты все металлы, "over which Saturne is president".
источник
Культурный
Несколько дней назад канал преодолел отметку в 700 подписчиков, и я очень рад приветствовать новых читателей! По традиции (а кому ещё чтить традиции как не антропологу) составил в честь этой круглой цифры список каналов, которые регулярно читаю. Раньше я уже постил список каналов по антропологии, теперь же в списке будут каналы более общей тематики, но не менее интересные.
@piskarevsky Ленинград Нутряной. Канал выпускника нашей петербургской кафедры этнографии с очень разнообразными постами. Это прогулки по кладбищам, заброшенным локациям в черте Питера, особый взгляд на урбанистику (деавтомобилизация), метафизика и много чего ещё.
@USSResearch - канал историка Александра Фокина о советской эпохе. Александр не чужд антропологическому взгляду на историю, а также находит много занимательных фактов об СССР, от копий архивных документов до анекдотов, свидетелей эпохи.
@astrakhanistan степной новиоп. Канал магистранта Европейского университета в Петербурге, тоже очень разнообразной тематики: Астрахань, Петербург, этнические меньшинства, троллинг русских националистов и даже Океания.
@stranayaz Страна языков. Канал о языках и языковом активизме в России. Автор поддерживает множество проектов по ревитализации и поддержке малых языков, много рефлексирует на тему как сохранить языковое разнообразия, и заражает своей увлечённостью.
@geodespair_london Отчаянный географ. Канал, где встречается география и антропология, много постов о Лондоне, откуда пишет автор, Великобритании и документальной фотографии. Жалко, что редко пишет )
@AnthropoceneNow - канал Тюменского центра Человек, природа, технологии об экологической истории и экологической современности. Рефлексия на тему наступления Антропоцена и его последствий.
@culturnyy Культурный - крупнейший агрегатор культурных новостей Телеграма. Постоянно читать не получается - уж очень много всего, но всегда можно зайти в канал и залипнуть на череде самых разнообразных постов из области культуры малых и больших телеграм-каналов.
источник
Культурный
​​Как математики смотрят на кондитеров?

Как на тетраэдры с лепестковыми диаграммами.

Несколько лет назад в Гарварде решили скачать несколько тысяч рецептов блинов, печений, бисквитов с сайта allrecipes и построить диаграммы.

Представьте себе яйца, молоко, муку: каждый ингредиент на своей оси. Там, где они пересекаются, стоит точка. Каждая точка означает определённые пропорции трёх ингредиентов.

Например, кто-то готовит блины в пропорциях 2:2:1. Но рецептов блинов много, пропорции могут до определённой степени отличаться. А раз пропорции отличаются, то и точки будут в разных местах стоять.

При этом все точки будут ограничены какой-то областью, за рамками которой будет уже не блин, а что-то другое. К примеру, если в пропорции увеличить число яиц, то будет не блин, а омлет.

В Гарварде проанализировали несколько кондитерских изделий и сделали цветные области с точками, расположив их на тетраэдре. Если его собрать, то очень удобно смотреть на рецепты и размышлять о природе брауни или сконов.

Но главное – это пустые места. Вот куда нужно смотреть – это пустоты, которые можно заполнить своим креативом.

Такой дата сайнс можно проводить более точечно: с бисквитами, тестом на пиццу, шоколадными печеньями.  

#scientificbreakfast
источник
Культурный
Пока не удалось определить автора/ку сайта, но кто-то очень талантливый, щедрый и усидчивый сделал потрясающий сайт с подборкой ВСЕХ основных книг на русском языке по когнитивно-поведенческой терапии и её ответвлениям.

Многие книги можно скачать прямо на сайте.

В списке присутствуют малоизвестные, редко упоминаемые издания, все книги распределены по темам: от расстройств до учебников.

https://cbt-ru.github.io
источник
Культурный
В 2014 году одна девушка обратилась в госпиталь с жалобами на головокружение и тошноту. Результаты томографии удивили врачей — у пациентки отсутствовала большая часть головного мозга. Вы, наверное, задумаетесь: а как она прожила всю свою жизнь без половины мозга? Дело всё в том, что не все его области отвечают за наше сознание. Aeon подготовил умопомрачительный лонгрид об экспериментах над сознанием и выводах, которые уже сейчас могут сделать учёные. Доказательная наука делает большие открытия в области, ранее доступной только теоретическим умам философов.

Среднее время прочтения — 15 минут

https://newochem.io/granicah-soznaniya/
источник
Культурный
Все уже было. Не было только в России, потому что там была Революция и было не до масок и карантинов.
источник
Культурный
источник
Культурный
ЦРУ планомерно расекречивает и публикует свои документы. Вот например доклад 1959 года о Советской науке и технологиях

https://www.cia.gov/library/readingroom/docs/DOC_0000273186.pdf?fbclid=IwAR3atgyCJRd9KHGIr3fFhgWn9oX4feCTypgfcLpj-CJ-N06Ql-IJxo9mpUc
источник
Культурный
источник
Культурный
Владимир Набоков о левых критиках и цензуре

Ещё в пятидесятые годы, преподающий в Корнеллском Университете Владимир Владимирович Набоков в своих "Лекциях о русской литературе" описывает политику властей и левых критиков в начале 19-го века.
Удивительно, но ситуация в творчестве 19-го века, состояние цензуры и прогрессивной критики крайне похожа на наши дни.

Цитата:
"Итак, первой силой, противостоявшей художнику, было правительство. Другой силой, стеснявшей его, оказалась антиправительственная, общественная, утилитарная критика, все эти политические, гражданские, радикальные мыслители. Нужно отметить, что по своему образованию, уму, устремлениям и человеческим достоинствам эти люди стояли неизмеримо выше тех проходимцев, которых подкармливало государство, или старых бестолковых реакционеров, топтавшихся вокруг сотрясаемого трона. Левого критика занимало исключительно благосостояние народа, а все остальное: литературу, науку, философию — он рассматривал лишь как средство для улучшения социального и экономического положения обездоленных и изменения политического устройства страны."

"Левые критики боролись с существующим деспотизмом и при этом насаждали другой, свой собственный. Претензии, сентенции, теории, которые они пытались навязать, имели точно такое же отношение к искусству, как и традиционная политика власти. От писателя требовали социальных идей, а не какого-нибудь вздора, книга же с их точки зрения была хороша только в том случае, если могла принести практическую пользу народу. Их горячность привела к трагическим последствиям. Искренно, дерзко и смело защищали они свободу и равенство, но противоречили своей собственной вере, желая подчинить искусство современной политике. Если по мнению царей писателям вменялось в обязанность служить государству, то по мнению левой критики они должны были служить массам."

"Один из лучших примеров столкновения художника с критикой в 20-е и 30-е гг. 19 в. — пример Пушкина, первого великого русского писателя. Официальные власти во главе с Николаем I были безумно раздражены этим человеком, который, вместо того чтобы верно служить отечеству, как все прочие смертные, и воспевать в своих сочинениях утвержденные законом добродетели (если ему так уж необходимо было воспевать что-либо), сочинял чрезвычайно дерзкие, вольнодумные и вредные вирши, в которых свобода мысли столь отчетливо прорывалась в самой новизне стихосложения, в смелости воображения, в желании высмеять больших и малых тиранов"

"С другой стороны, чрезвычайно влиятельные левые критики, высказывавшие в условиях самодержавия свои революционные взгляды и мнения в самых популярных изданиях, — эти радикалы, сильно прославившиеся в последние годы жизни Пушкина, были тоже весьма недовольны этим человеком, который, вместо того чтобы служить народу и социальной справедливости, сочинял изысканнейшие стихи обо всем на свете, поражавшие невероятной смелостью и поэтической образностью.
Его поэтическая дерзость считалась аристократической забавой, а художественная независимость — социальным преступлением."

Вот так борцы с деспотизмом и гос-цензурой не замечают, как становяться не меньшими деспотами и цензорами. Написано про позапрошлый век в середине прошлого.

Отдельное спасибо филологу Александре Голубевой, которая первой заметила эту параллель с современностью.
источник
2020 July 04
Культурный
Я, как миллениал, конечно, не могу найти себе занятия лучше, чем искать в философии оправданий астрологии. Вот несколько моих находок.

Я сильно надеялся на Аби Варбурга, но он слегка не оправдал ожиданий, особенно своим повторением что “астрология абсурдна”, столь частым, что задумываешься, что это может быть чем-то большим, чем просто тревогой, что серьезные люди не воспримут всерьез. Он говорит следующее: астрология была одним из важнейших путей, которыми греческие образы смогли дойти до Возрождения и далее; эти образы были, для Варбурга, главными способами материализовать основные проблемы греческой культуры. Другими словами, хотя арабская астрология (согласно Варбургу) редуцировала греческие экзистенциальные вопросы до случайного набора простых советов для жизни, иконическая сила этих образов - сила, достаточно мощная, чтобы эти образы пережили, в упрощенной но аутентичной форме, тысячелетнее путешествие до Индии и обратно - эта сила была источником возрожденческих открытий. Например, “оба изображения Венеры Ботичелли - Рождение Венеры и так называемая Весна - были попытками освободить богиню от ее двойных средневековых оков - мифографических и астрологических - и вернуть ей Олимпийскую свободу”, что было бы невозможно, если бы “оковы” не позволили сохранить ее образ так надолго в первую очередь.

У Беньямина понятие “созвездия” сводится к тому, что созвездие - в первую очередь, способ заметить отдельные звезды. Действительно (Беньямин не разбирает астрологию, так что дальше - моё), хотя созвездия не “существуют”, они все же используются, чтобы адресовать звезды, в том числе “наукой”. В отличие от маленького мира на Земле, у которого есть естественная основа, у космоса нет объективной системы отсчета, никакого стабильного способа опосредовать визуальное поле. Поэтому система отсчета с центром у нас не хуже, чем любая другая, и имеет двойное достоинство в своей скромности, и в том, что дает непосредственный метод описания видимого неба. Для земных существ, гравитация - способ оставаться в безопасности привязанными к огромному великому камню, защищающему их от бесконечного, хаотического пространства; для космонавта, гравитация - способ организовывать вещи между собой в небольшие группы, давая каждой из них достаточно пространства и свободы, чтобы продолжать падать на что-то гораздо большее, чем они - и промахиваться в этом падении, вновь и вновь избегая поглощения.

В другом месте, Беньямин намекает, что “будучи отличной от знаков, судьба позволяет говорить о себе лишь знаками”, что у судьбы нет собственного естественного языка. Грандиозный язык астрологии, достаточный для тысяч лет судеб более величественных, чем наши, не может быть хуже, чем редуктивное, неолиберальное крохоборство “эндорфинов”. Это особенно важно, поскольку для Беньямина, речь это единственный способ повлиять на наши судьбы - т.к. действия всегда предрешены. Наука согласится, что свобода может быть лишь феноменом языка.

И моя любимая идея - из эссе Ника Ланда о хайдеггеровском эссе о Тракле. Он говорит, что в самом начале, небо и наши души выглядели одинаково хаотично, и, когда мы узнали в небе хаос нашей судьбы, это и создало саму возможность знания, науки и культурного мышления. Наша смелость в том, чтобы навязать субъективный, произвольный визуальный порядок на хаос неба - первый шаг к смелости в том, чтобы разобраться в наших душах. Сейчас, тысячу лет спустя, мы там же узнаем наш собственный внутренний хаос в хаосе нейронных сетей; у нас, конечно, нет ни капли той же смелости, чтобы навязать им наш собственный порядок.
источник
Культурный
Вернор Виндж в своей потрясающей книге «Пламя над бездной» ввёл концепцию восстановления цивилизации на отдалённой планете: торговым корпорациям с релятивистскими движками часто нужно было «догонять» местную цивилизацию до уровня, когда можно починить корабль. Смысл в том, что очень многие вещи можно сделать из низкотехнологичных материалов, обладая знаниями гораздо более развитых областей науки. В примере была радиосвязь. В общем, я нашёл другой совершенно потрясающий пример прямо тут, на Земле. Если у вас нет компаса, покормите собаку слабительным. Она постарается сориентироваться по магнитному полю с севера на юг. Это потому что многие животные чувствуют магнитное поле. У птиц так вообще данные с этого датчика в визуальный канал замешиваются, типа такой большой стрелки: «ЗИМОЙ ЛЕТЕТЬ ТУДА».

А теперь просто пара цитат из исследования:
«We measured the direction of the body axis in 70 dogs of 37 breeds during defecation (1,893 observations) and urination (5,582 observations) over a two-year period. After complete sampling, we sorted the data according to the geomagnetic conditions prevailing during the respective sampling periods. Relative declination and intensity changes of the MF during the respective dog walks were calculated from daily magnetograms. Directional preferences of dogs under different MF conditions were analyzed and tested by means of circular statistics. Dogs preferred to excrete with the body being aligned along the North–South axis under calm MF conditions. This directional behavior was abolished under unstable MF. The best predictor of the behavioral switch was the rate of change in declination, i.e., polar orientation of the MF»
Само исследование вот: https://frontiersinzoology.biomedcentral.com/articles/10.1186/1742-9994-10-80
источник
Культурный
This is an Aztec/Mayan weapon called Macuahuitl, it's made from just sharp rocks (obsidian is mostly used), and wood, it's so strong and sharp, it can not only Decapitate man, but also a horse.
источник
Культурный
Из разговора молодого А. В. Лебедева с 85-летним А. И. Доватуром о лагерной жизни последнего:

— Аристид Иванович, а у вас там никаких текстов не было классических?

— Присылал мне Яков Маркович и мой двоюродный брат. Но я просил присылать такие вещи, где титульный лист по-русски, школьные издания; и я получал их. У меня «Илиада» была, Юлий Цезарь, но вот Софокл «Царь Эдип» — царь! — это мне не дали. Мне потом одна рассказывала, что она помещена в библиотеку центральную у них для вольных.

http://dovatur.ru/?page_id=144
источник
Культурный
Издание IndieWire в начале июля опубликовало список 40 лучших фэнтези-фильмов. Редакция отмечает, что под «фэнтези» понимает ощущение прыжка через экран к чему-то совершенно новому, проявление эскапизма, как оно есть. При этом в подборке нет фильмов на тему космического фэнтези вроде «Звёздных войн», как и нет картин, в которых «фэнтези» используется лишь как повседневные грёзы. Авторы собрали «триумфы воображения и построения мира».

40 лучших фэнтези-фильмов всех времён

№40 «Вход в пустоту» (Гаспар Ноэ, 2009)
№39 «История призрака» (Дэвид Лоуэри, 2017)
№38 «Гарри Поттер и узник Азкабана» (Альфонсо Куарон, 2004)
№37 «Пурпурная роза Каира» (Вуди Аллен, 1985)
№36 «Коралина» (Генри Селик, 2009)
№35 «Джуманджи» (Джо Джонстон, 1995)
№34 «Скотт Пилигрим против всех» (Эдгар Райт, 2010)
№33 «Экскалибур» (Джон Бурман, 1982)
№32 «Аладдин» (Рон Клементс и Джон Маскер, 1992)
№31 «Властелин колец: Две крепости» (Питер Джексон, 2002)
№30 «Бесконечная история» (Вольфганг Петерсон, 1984)
№29 «Принцесса Мононоке» (Хаяо Миядзаки, 1997)
№28 «Рождественская песнь» (Брайан Десмонд Хёрст, 1951)
№27 «Мэри Поппинс» (Роберт Стивенсон, 1964)
№26 «Лестница в небо» (Майкл Пауэлл, Эмерик Прессбургер, 1946)
№25 «Город потерянных детей» (Марк Каро, Жан-Пьер Жёне, 1995)
№24 «Кайдан: Повествование о загадочном и ужасном» (Масаки Кобаяси, 1964)
№23 «Багдадский вор» (Людвиг Бергер, Майкл Пауэлл, Тим Уэлан, 1940)
№22 «Принцесса-невеста» (Роб Рейнер, 1987)
№21 «Святая гора» (Алехандро Ходоровски, 1973)
№20 «Кинг-Конг» (Мериан Купер, Эрнест Шодсак, 1933)
№19 «Маленькая принцесса» (Альфонсо Куарон, 1995)
№18 «Большой» (Пенни Маршалл, 1988)
№17 «Красные башмачки» (Майкл Пауэлл, Эмерик Прессбургер, 1948)
№16 «Орфей» (Жан Кокто, 1950)
№15 «Эдвард Руки-ножницы» (Тим Бёртон, 1990)
№14 «Кто подставил Кролика Роджера?» (Роберт Земекис, 1988)
№13 «Крадущийся тигр, затаившийся дракон» (Энг Ли, 2000)
№12 «Мой сосед Тоторо» (Хаяо Миядзаки, 1988)
№11 «Эта замечательная жизнь» (Фрэнк Капра, 1947)
№10 «День сурка» (Харольд Рэмис, 1993)
№9 «Властелин колец: Братство кольца» (Питер Джексон, 2001)
№8 «Дядюшка Бунми, который помнит свои прошлые жизни» (Апитчатпон Вирасетакул, 2010)
№7 «Лабиринт Фавна» (Гильермо Дель Торо, 2006)
№6 «Красавица и чудовище» (Жан Кокто, 1946)
№5 «Сказки туманной луны после дождя» (Кэндзи Мидзогути, 1953)
№4 «Быть Джоном Малковичем» (Спайк Джонс, 1999)
№2 «Волшебник страны Оз» (Виктор Флеминг, 1939)
№2 «Унесённые призраками» (Хаяо Миядзаки, 2001)
№1 «Седьмая печать» (Ингмар Бергман, 1957)
источник
Культурный
источник
Культурный
Говорят, что работа на производстве шавермы - это тупик карьеры, или просто временное место "пересидеть". Но существуют люди, посвятившие свои жизни совершенствованию и автоматизации этого процесса!
https://www.dissercat.com/content/nepreryvnyi-protsess-formovaniya-i-vypechki-tonkogo-armyanskogo-lavasha-vertikalnoi-pechi-s-
"Непрерывный процесс формования и выпечки тонкого армянского лаваша в вертикальной печи с инфракрасным энергоподводом" тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 05.18.12, кандидат технических наук Киракосян, Валерий Рафаэлович

У него также есть такие публикации:
ИК-печь для выпечки тонкого армянского лаваша / С. Г. Ильясов, Ю. М. Плаксин, Ю. Р. Киракосян, В. Р. Киракосян // Сборник тезисов докладов 8-ой конференции молодых ученых и специалистов, посвященной 60-летию образования МТИПП. М. : МТИПП. — 1991. — С. 108.

Планирование эксперимента при выпечке лаваша / С. Г. Ильясов, Ю. М. Плаксин, Ю. Р. Киракосян, В. Р. Киракосян // Хлебопекарная и кондитерская промышленность. — 1987. — № 8. — С. 29–30.

Ильясов С. Г., Плаксин Ю. М., Киракосян В. Р. Спектральные, интегральные, терморадиационные и оптические характеристики лаваша // Хлебопекарная и кондитерская промышленность. — 1987. — № 12. — С. 20–22.

Мораль такова: чтоб правильную шаверму вертеть, тоже голова нужна!
источник
Культурный
Свежий наброс от Starkey Comics про генетику алфавитов. Как минимум некоторые места вызывают вопросы, но, в целом, карта интересная.
источник
Культурный
It's #Caturday! На этом фото можно найти Баджа, штатного кота Нориджского собора, в естественной среде обитания :) Автор фото - Jay Hulme.
источник