Size: a a a

Культурный

2019 February 19
Культурный
Всё-таки, хотелось бы указать - что не "день рождения", а день смерти. Впрочем, для людей, вроде Игоря Фёдоровича, смерть - всегда второе рождение.
источник
Культурный
​​Зачем олени слэмятся?

На видео кажется, что животным весело, но вообще нет. Так они пытаются спастись и запутать охотника, который вместо добычи получает рябь в глаза. Еще олени стараются мчаться поближе к центру, потому что там безопаснее, если все-таки злодей бабахнет.
источник
Культурный
Описание различных субкультур "Штази"
источник
Культурный
Перевели крутой материал Всемирного экономического форума про историю глобализации — от зарождения Шелкового пути до цифровой революции. Статья представляет собой обзор всей истории международного экономического взаимодействия и рассматривает влияние на него индустриальных революций, мировых войн и географических открытий.

Среднее время прочтения — 12 минут.

Читать в Телеграфе
Читать в Дзене
источник
Культурный
Карта европейских стран по количеству порнозвезд на душу населения.
источник
Культурный
11 лет назад, 19 февраля 2008 года умер Егор Летов. Даже если вы не знакомы с его песнями, в вашей жизни точно была компания (и не одна!), назойливо распевающая «Все идет по плану», а мозг исправно подсказывает, что после «ооо» следует «моя оборона».

Противоречивые тексты Летова становятся темой научных статей, их орут во дворах, по ним защищают диссертации и пишут на заборе; они остаются современными и сейчас.

В честь годовщины смерти главного поэта русского панка мы подготовили небольшое корпусное исследование по его текстам и визуализировали самые интересные находки.

https://telegra.ph/Novyj-mertvyj-horoshij-vizualizaciya-tekstov-Grazhdanskoj-Oborony-02-19
источник
2019 February 20
Культурный
Бесплатные онлайн-курсы на платформе «Открытое образование»

Стартовала регистрация на сотни курсов от российских вузов — МГУ им. М.В.Ломоносова, НИУ ВШЭ, МГТУ им. Баумана, университета ИТМО и др. Направления самые разные: академические дисциплины, изучение иностранных языков и даже практические курсы вроде программирования или фотографии. Иными словами — есть, из чего выбирать.

Большинство курсов начинаются в феврале-марте. Посмотреть все и записаться на любой понравившийся курс можно здесь: https://goo.gl/23h5dK
источник
Культурный
пишут, что лекарства для похудения заодно лишают аппетита и укусивших человека комаров

https://www.rockefeller.edu/news/24955-new-findings-make-mosquitos-satisfied-safer-around
источник
Культурный
График ночей китайского императора был основан на формулах геометрической прогрессии. Согласно легенде, за 15 ночей император должен был провести ночь с 121 женщиной его гарема, а именно: с императрицей, тремя старшими женами, девятью другими женами, 27 наложницами, 81 рабыней.

Каждая последующая группа женщин по численности в три раза превосходила предыдущую. Первая ночь была за императрицей.

https://telegra.ph/U-kitajskogo-imperatora-byla-121-zhena-Matematiki-pomogli-emu-reshit-s-kem-spat-02-19
источник
Культурный
исследователь университета бен-гуриона дрор зееви занимается сексуальными дискурсами исламского мира. в частности, он проработал раннеисламские сонники, и вот что интересно: он приводит интерпретацию гомоэротического сна, в котором тот, кто видит сон, находится в пассивной роли; и если мужчина, которому это снится, находится в заключении (в тюрьме, мб в плену), то этот сон значит для него скорейшее освобождение.
в период османской империи подобные сны трактовались более негативно: быть боттомом в собственном сне значило быть вскоре побежденным своим врагом, например.

почему интересны ранние трактовки. со времен греко-римской цивилизации гомосексуальные отношения между мужчинами носили иерархический характер, так или иначе играла роль т н субординация, и принципиально важно, какую роль кто исполняет. в ближневосточных и североафриканских обществах, в которых имело место быть половое разделение, гомосексуальные контакты носили примерно такой же характер: как бы подразумевается наличие роли сексуального наставника (что не регламентирует отношения на уровне гетеросексуальных или хотя бы какого-то  принятия гомо-идентичности).
в исследованиях в целом преобладают взгляды, согласно которым роль топа и боттома так же регламентированы и разделены, но вот стивен мюррей сосредоточился на лексике и выявил термины (два) в арабском и фарси, обозначающие универсальные роли.
в добавок, он подчеркивает, что в арабо-мусульманской традиции гомосексуальные связи между мужчинами просто игнорировались, пока мужчина выполняет свою репродуктивную функцию в семье и его семья не испытывает материальных проблем из-за отношений вне брака, и что в целом такие отношения не противоречат концепции маскулинности.
уже упоминаемый зееви описывает, что различия между полами в ранней традиции было не строго бинарным (м-ж), то есть гетеро- и гомосексуальные контакты не осмыслялись как явления резко противоположные.
также важно то, что понимается под однополым сексом. тот же самый лингво-анализ подтверждает, что несмотря на наличие слов, обозначающих «и так и сяк», большинство терминов разграничивает роли и в целом сосредотачивается на анальном проникновении. как уже говорилось, в османский период позиция боттома стала ассоциироваться с принижением, подчинением и т д, в связи с чем, как отмечается в исследованиях, произошло укоренение наказания за однополые отношения в 3 из 4 суннитских мазхабах (правовых школах) (не подчиняйся никому, кроме аллаха, вот это все). тем не менее, наказания относились к категории тазир (более лояльное), а не к хадд (которое применяется за преступления против нравственности, разврата и т д). в ханафитском мазхабе есть четкое указание на то, что однополые отношения - це не супружеская измена, поэтому не такой большой грех, поэтому наказание может быть назначено на усмотрение суда (убивать не обязательно, можно просто оштрафовать).
Халед Руайеб (гарврадский профессор) приводит описание, как в 19 веке в аль-азхаре велись дискуссии о том, что гомосексуальные отношения между мужчинами возможны после смерти и все ок (что соседствовало с мнением других чуваков о мучительной смерти содомита, но вот так вот).
все это касается только мужчин, потому что для женщин нормы патриархата и все по-другому, надо будет чекнуть
источник
Культурный
источник
Культурный
​​Шприц от Фаберже
источник
Культурный
С литературой по эмоциональному воздействию музыки (а её довольно много) связана одна проблема: в 80% случаев статьи являются исследованиями в рамках теории очевидности. Море литературы посвящено вопросу о том, являются ли эмоции, которые вывзывает музыка, «настоящими» или «ненастоящими» (люди слушают музыку и делают друг другу гадости или приятности, а потом обвешиваются датчиками и смотрят, похоже ли вышло); мне этот буллщит кажется неинтересным.

Но заслуживающие внимания моменты все-таки есть.

Выделяют базовые характеристики звукового сигнала, которые определяют эмоциональное воздействие музыки на слушателя. Высокий темп соответствует светлым эмоциям, а медленная музыка воспринимается как печальная или агрессивная; счастливая человеческая речь и музыка характеризуются более высоким тоном звучания, чем грустная или агрессивная; также громкие звуки проще интерпретируются как агрессивные. Тембр (обертоновая окраска звука), как ни странно, не оказывает большого влияния на восприятие музыки, а его интерпретация максимально культурно-специфична.

Маленькие дети (до 6 лет) используют темп и высоту звука как маркеры настроения композиции. Способность распознавать эмоции развивается по мере взросления ребенка: от 3 до 4 лет дети могут описывать музыку только как веселую или грустную, но не как злую или пугающую (и, что интересно, не как «нейтральную»); освоение этих музыкальных эмоций происходит в период с 5 до 7 лет. Ожидаемо, до 6 лет дети не различают мажорный и минорный лад, поскольку лад — это культурно-специфичный конструкт, свойственный западной музыке.

В отношении музыки из малознакомых музыкальных культур взрослые слушатели обладают приближенными к «детским» способностями к восприятию: они достаточно точно определяют базовое настроение музыки, однако испытывают проблемы с идентификацей более сложных характеристик (таких как безмятежность, игривость, etc.)

Самое интересное, что пока что удалось найти — это про то, как дети распознают эмоции в человеческой речи и в музыке (спойлер: эти процессы у них практически полностью параллельны). Во-первых, дети до 6 лет с большим трудом восстанавливают эмоции говорящего, если они выражены просодически, а не посредством лексического выбора (Inferring Emotions from Speech Prosody: Not So Easy at Age Five, 2013), что соответствует тому, как дети воспринимают музыку.

Во-вторых, практически все исследователи пишут, что существует определенный порядок, в котором дети обучаются распознавать эмоции (как в музыке, так и в речи): прежде всего становится понятной грусть, затем радость, страх и в самом конце — злость/агрессия. Единственная эмоция, которая выбивается из этого ряда — гордость/торжественность: дети очень быстро учатся распознавать торжественную музыку (proud music) и перестают уступать в этом умении взрослым.
источник
Культурный
источник
Культурный
источник
Культурный
​​Места, где люди тяжело работают ради выживания и погашения долгов, можно разглядеть из космоса — например, на спутниковых снимках хорошо видны печи для обжига кирпича в Южной Азии, где преимущественно используется рабский труд. Выглядят они как безобидный коричневый овал, однако на тысячах таких печей тяжело трудятся по принуждению миллионы людей.
Для поиска подобных мест ученые используют искусственный интеллект. По их мнению, около трети всех производств, где работают рабы, можно обнаружить только с помощью фото: помимо печей, это могут быть нелегальные шахты или временные лагеря для переработки рыбы. Когда проект только зарождался, исследователи прибегали к помощи волонтеров, которые рассмотрели снимки и запинили 80 000 лодок, клеток для рыбы и зданий, предположительно связанных с незаконным использованием детского труда. AI позволяет проделать ту же работу быстрее — обученные на данных, внесенных людьми, алгоритмы могу верно определить на картах Google Earth 169 печей для обжига из 178 в индийском штате Раджастан.

Согласно данным Международной организации труда, в рабстве сегодня содержатся около 40,3 миллионов человек во всем мире. Данные спутников показывают, где именно используется такой труд: например, из космоса можно наблюдать за сбором хлопка в Туркменистане, и по скорости работы понять, собирался он машинами или руками. Одни спутники Европейского космического агенства способны показывать небольшие изменения высоты поверхности Земли, что помогает выявить проседание грунта над горными тоннелями с нелегальными рабочими внутри. Другие — обнаруживать недавно вырытые минералы, основываясь на частоте отраженного инфракрасного света. Правда, рассматривание снимков приносит пользу только если знать, что искать.

https://www.sciencemag.org/news/2019/02/researchers-spy-signs-slavery-space
источник
Культурный
Наука — плод рационального мышления, а искусство — воображения. Эта идея устарела сто лет назад, когда наука и технологии заключили союз, изменивший мир.

https://knife.media/art-and-technology-i/
источник
Культурный
Нашла и перевела умилительный рассказ Наоми Критцер об искинах и котиках. Который, кстати, в 2015 году был номинирован на Небьюлу, а в 2016 получил Хьюго и Локус за лучший рассказ.
источник
Культурный
источник
2019 February 21
Культурный
Это «Аллегория Германии» художника-назарейца Филиппа Фейта, мне почему-то кажется, что все её видели. Фейт писал картину в 1834-1836, будучи директором Городского института художеств во Франкфурте-на-Майне. Но в 1843 году он пост оставил. Потому что институт пробрёл картину, посвящённую Яну Гусу. Для католика Фейта это было неприемлимо. Ещё русская Вики очень правильно в первой же строке поясняет: «Художник. Сын писательницы Доротеи Шлегель».
источник