Карточки для бедных: рудимент или инструмент?
Идея о введении сертификатов для бедных, высказанная на самом верху, получила немалый резонанс, хотя в массовом сознании она быстро трансформировалась в предложение ввести продуктовые карточки. В отношении карточек опыт у нас накоплен немалый, что нашло отражение и в народном творчестве. Вот, например, такое:
«Продуктовые карточки –
Нашей экономики новый виток,
Это первые ласточки,
Первый весенний листок».
Канал «Номенклатура» напомнила, что идею поддержал президент, «предложив подумать о предложении Жириновского ввести специальные сертификаты для бедных».
Но, надо сказать, что сама-то идея вовсе не нова – она периодически возникает, обсуждается, а потом куда-то пропадает до поры до времени. Еще в 2015 году Минпромторг внес на рассмотрение правительства концепцию введения карточек. Тогда закончилось всё ответом в стиле «денег нет, но вы держитесь» – признали, что резон в идее есть, но денег на ее осуществление нет точно. В итоге в 2019 году кабинет министров идею окончательно отверг. В 2020 году в самый пик первой волны коронавирусной инфекции организации производителей и поставщиков продовольствия и торговые сети также предлагали ввести в стране продуктовые карточки, но было явно не до них…Однако, когда в феврале этого года президент Владимир Путин предложил задуматься над идеей введения продуктовых карточек, то дискуссия, понятное дело, тут же приобрела другой оборот.
Например, Партия пенсионеров после обращения президента с посланием к Федеральному собранию сделала предложения по сдерживанию роста цен. Среди них оказалась и новая старая идея ввести карточки на продукты питания. Карточки, разумеется, должны давать не всем, а только наиболее бедным гражданам. Причем, есть важный нюанс: «Денежные средства будут перечисляться на специальные карты граждан, которые они могут потратить только на товары отечественного производства».
С политиками, в общем, все ясно – они колеблются вместе с генеральной линией партии, а что думают простые граждане? Чтобы это понять, авторитетный «Левада-центра» и запустил в марте опрос. Оказалось, что 54% наших сограждан положительно относятся к предложению ввести продуктовые карточки для лиц с низкими доходами для оплаты продуктов, а также товаров первой необходимости. Причем, 22% полностью поддержали эту инициативу без всяких оговорок. Против идеи ввести продуктовые карточки высказались 39% опрошенных. Главный мотив, как пояснили социологи, заключается в том, что в стране есть много бедных и государство должно оказывать им помощь.
Идею одобряют далеко не все представители экспертного сообщества. Например, первый зампред сенатского комитета по бюджету и финансовым рынкам Сергей Рябухин считает что карточную систему можно вводить только «в условиях дефицита продуктов, а не имеющегося сейчас их избытка». Ему ответила член Общественной палаты Юлия Оглоблина, которая пояснила, что речь не идет о введении карточек как таковых. Советский опыт в данном случае не востребован, поскольку на самом деле предлагается перечислять средства для адресной, целевой помощи малоимущим на специальные счета.
Кстати сказать, ничего такого особенного в идее вернуть карточки для бедных нет. В тех же США существует общенациональная программа SNAP, которая занимается именно «продуктовыми карточками». В 2008-2009 годах число клиентов этой программы доходило в США до 47 миллионов человек. Так что, дискуссию по карточкам в России закрывать явно преждевременно.