Поступила интересная
критика моей
статьи о новой русской идентичности. Отвечу по тем тезисам, которые считаю принципиальными.
Трудно спорить с российским президентом, как-то заявившим, что большевистская национальная политика заложила бомбу замедленного действия под СССР, который в итоге и распался на национальные государства. В контексте русского триединства, если мы принимаем данную концепцию, трагедией или, если угодно, принципиальной геополитической катастрофой является не распад СССР, но само его появление как «пересборка» части Российской Империи на изначально сомнительных — именно с «русской» точки зрения — основаниях.
С российским президентом можно и нужно иногда спорить. Национальная политика большевиков была в своё время единственным реальным способом пересобрать Большую страну в условиях пробуждения национального самосознания многих народов Российской империи. Большевики были
real-политиками и понимали, что национальные движения нельзя просто взять и отменить, но их можно и нужно поставить на службу превосходящей идеи, такой идеей стало национальное и социальное освобождение, которое потом получило формулировку национальное по форме, социалистическое по содержанию. И с «русской» точки зрения, понятой как необходимость возрождения Большой страны, тут всё в порядке. Причины развала СССР – ошибочные действия позднесоветской элиты, в том числе, верхушки в Москве, которая, в надежде построить собственное национальное государство, сделала ставку на отделение РСФСР от закавказских и среднеазиатских республик.
Неясно, в какой мере и исходя из чего Украина объявляется из русских политический наций. Этого не было ни в большевистской, что в постсоветской политике, этого нет и в риторике современных политических элит, а также в социологии, не говоря уже о системе массового образования. Действительно, нужно исходить из реальности существования разных государств. Наличие трёх русских политических наций не является реальностью.
Необходимо уточнить, что в данном случае понимаю под словом «русский». Под этим термином понимается общий культурный, исторический, конфессиональный базис – три народа: великорусский, украинский и белорусский имеют общие истоки в эпохе Древней Руси, они сохраняли различные версии русской—русинской идентичности во время раздельного существования (эпоха ВКЛ, Речи Посполитой), имеют опыт длительного комплементарного существования в едином государстве (Российская империя, СССР) и как современные политическое нации они также имеют этот общий базис, даже не смотря на то, что он может отрицаться в рамках националистических идеологий. Что касается современной Украины – то она находится и состоянии гражданской войны и острого раскола идентичности, однако, по
оценке Михаила Погребинского, около 25% населения страны можно отнести к представителям «Русской Украины» – это ядро украинской русской нации.
Несколько упускаю мысль, каким образом Узбекистан относится к заявленным автором трём русским народам/государствам, русской цивилизации и пр.
Относится напрямую в связи с предполагаемой «специализацией» России для работы в Азии, большим количеством узбеков, работающих в России, значительным процентом носителей русского языка и культуры в Узбекистане.