Алексей Дзермант (
@dzermant) выложил ролик с выступлением московского исламского политолога Рината Мухаметова на тему евразийства. Меня как российского евразийца и исследователя евразийства, конечно, в нем заинтересовала попытка использовать даже не идеи – лейбл евразийства для целей, глубоко ему чуждых и противоположных.
Мухаметов разделяет северо-евразийство (классическое русское евразийство и российское неоевразийство) и некое «юго-евразийство» или «османское евразийство». Сначала он рассуждает о «кровавом характере» российских государств (упоминая насильственную христианизацию татар, башкирские восстания) и противопоставляет этому «исключительно мирное сосуществование» народов Османской империи. Такие перлы комментировать вряд ли нужно. Понятно, что с любой стороны идеологических баррикад есть много охотников пригладить исторические факты и нарисовать благостную картинку. Но нельзя же доходить до абсурда и считать свою аудиторию безграмотными дурачками! Любому известно, что и в Османской империи была насильственная исламизация многих народов, начиная с греков и кончая балканским славянами (строго говоря, антропологически нынешние турки к немногочисленным османам, то есть туркам-огузам, отношения не имеют, они, скорее, потомки исламизированных греков и славян). А что касается кровавого подавления восстаний, простите – вся история Османской империи – история подавления восстаний – албанских, боснийских, греческих, сербских...
При этом юго-евразийством Мухаметов называет фактически пантюркистский проект (сначала он это опровергает, но потом все же признает, что «идеи тюркской интеграции не чужды юго-евразийству»). Этот модифицированный пантюркизм предполагает прежде всего движение турецкой «мягкой силы» в Центральную Азию (направление в сторону Катара и Сирии - миф, который придумал Мухаметов, чтоб скрыть пантюркистский характер своих размышлений, турки с арабами, как известно, в сложных отношениях). Показателен восторг, который вызывает у Мухаметова победа Азербайджана в Карабахской войне, Мухаметов с удовлетворением заявляет, что Москва не смогла разрешить карабахскую проблему, а Стамбул якобы разрешил; напрашивающийся вывод отсюда – Стамбул-де имеет право на преимущественное влияние в этом регионе.
Пантюркизм же, очевидно, не имеет никакого отношения к евразийству, он, как и панславизм – попытка объединения на основе крови и языка, а евразийство предлагает объединяться кровно не родственным народам, на основе общей исторической судьбы и сосуществования в одном месторазвтии.
Ничего нового в инсинуациях Мухаметова, кстати, нет. Еще в 90-е годы на моей памяти в Татарию и Башкирию часто приезжали турецкие «ученые» и толковали о «турецком евразийстве», о «едином пространстве Турана – от Стамбула до Якутии». Уже тогда я понял крайнюю опасность таких проектов не только для России и евразийского проекта, но и для тюркских народов России, в частности - татар и башкир. Дело в том, что турки под созданием Турана подразумевают фактическую ассимиляцию наших культур, замену их турецким эрзацем. В турецком языке нет даже слова «тюркский», там «тюркский» значит - турецкий. Настойчивые уверения турецких эмиссаров: «мы ведь все тюрки» скрывают под собой утверждение «вы все турки».
Кстати, теоретически турецкое евразийство возможно. Русское евразийство началось с призывов Трубецкого и Савицкого признаться в том, что русские – это не европейский народ, они имеют и азийские, тюркские корни. Подлинные турецкие евразийцы должны поступить симметрично - признать, что турки – это не столько тюрки, сколько потомки греков и славян и что Османская империя была такой геополитической наследницей Византии, как Московия – наследницей Орды. Такой пересмотр национальной истории облегчит решение застарелых проблем в отношениях турок и греков и балканских славян, что может заложить основы для мира и взаимодействия в их исконном, родном малоазийско-балканском месторазвитии.
Есть ли в современной Турции такие подлинные евразийцы? Я о них не слышал...
https://www.youtube.com/watch?v=tpORiG0w0_c&feature=emb_logo