«Прямые расчеты доказали свою эффективность»
Отказ от посредников между абонентом и РСО улучшил платежную дисциплину
Проблема неплатежей в ЖКХ не теряет своей актуальности, несмотря на все попытки органов власти и представителей жилищно-коммунального комплекса ее решить. Однако в последнее время ресурсоснабжающие организации (РСО) говорят о некотором улучшении ситуации. Объем задолженности населения за 2016 год по всей России вырос только на 10% в сравнении с предыдущим годом, тогда как в 2015 году по сравнению с 2014-м долг вырос на 23%. О том, какие факторы способствуют снижению задолженности потребителей за услуги и какие причины тормозят решение проблемы, „Ъ“ рассказала Юлия Врублевская, заместитель генерального директора АО «Газпром теплоэнерго» по правовым вопросам.
— Каков сегодня уровень задолженности абонентов перед «Газпром теплоэнерго»? Насколько эта сумма критична для компании?
— Просроченная дебиторская задолженность, которая сейчас существует в холдинге, превышает 7 млрд руб. Очевидно, что для нас такой объем задолженности весьма велик. Это те деньги, которые мы не получили за уже проделанную работу, затраченные средства и усилия, поставленные услуги. Но главная беда даже не в этом. Самый большой негативный эффект неплатежей в том, что они сдерживают инвестиционную активность компании.
— Насколько перевод абонентов на прямые расчеты с ресурсоснабжающими организациями способствует усилению платежной дисциплины, снижению общего уровня задолженности? Можно ли говорить о том, что это экономически выгодно для предприятия?
— Наши данные показывают, что переход на прямые расчеты с населением повышает уровень собираемости, и у нас сейчас есть установка по всем дочерним организациям переходить на прямые расчеты. В 2016-м году мы этот процесс активизировали и будем его продолжать, потому что он действительно дает положительный эффект.
В пользу прямых расчетов говорит и такая статистика: там, где раньше большую часть потребителей составляли управляющие компании, собираемость платежей могла варьироваться — от 80% и даже ниже. Физические лица стабильно показывают собираемость выше 90%.
Мы смотрим точечно на каждый регион и оцениваем экономическую целесообразность перехода на прямые расчеты, создания собственных абонентских отделов. Но в большинстве случаев это выгодно, несмотря на увеличение издержек.
— Проблема, о которой говорят практически все представители РСО, — так называемые «неотключаемые» потребители, в частности структуры Минобороны...
— Сами по себе они не проблема. Более актуальна другая проблема, связанная как раз с отключаемыми потребителями: как их отключить? Действующее законодательство предписывает, что отключать можно только таким образом, чтобы не нарушить права добросовестных плательщиков. А это сложный технический вопрос. Если же говорить о так называемых «неотключаемых», то тут главная проблема — посредники. И Минобороны за этих посредников ответственности не несет. Мы пишем письма в Минобороны, а они отвечают, что все деньги были своевременно выделены.
Там, где у ресурсоснабжающей организации существуют прямые взаимоотношения с воинскими частями, подведомственными непосредственно Минобороны, где расчеты ведутся без посредников, там проблем меньше. Мы привлекаем Министерство обороны к субсидиарной ответственности, и они платят.
Вопрос в том, кто несет ответственность за посредников и нужны ли они вообще.
http://www.kommersant.ru/doc/3268858