Ставропольпромстройбанк. Банк из третьей сотни по активам, капиталу, вкладам и большинству других показателей. Но первый по всем параметрам в своем родном Ставропольском крае. Дома ему и стены помогают. Административный ресурс тоже.
Как уже предупреждали Жирные коты, в стране началась волна повышенного внимания и активных действий регулятора по отношению к региональным банкам, среди которых еще множество полутрупов. Если раньше такие «первые парни на деревне» как Ставпропольпромстрой имели почти что индульгенцию, то нынче можно под нож попасть запросто.
Посмотрим на банчок внимательнее. Банк входит в список системно значимых на рынке платежных услуг. Бенефициары - Экман Мардахаев (некогда глава красавца-Пятигорска), Зайдин Табухов, Александр Каплан, Алим Сокуров (доверенное лицо Арсена Конокова; именно на него оформлено владение Экспоцентром, многими компаниями «Синдики»). Они управляют банком.
Ранее ключевым акционером был Давид Якобашвили, легендарный со-основатель холдинга Вимм-Билль-Дан. Затем он заявил о выходе из банка и сейчас формально акционером не является. Якобашвили в последние годы активно избавлялся от российских активов и в этом году сообщил, что заходит в инвестпроекты в Африке. Если смотрели фильм «Кровавый алмаз» с Ди Каприо, то можно примерно представить, чем Давид Михайлович вдохновился. В банковском бизнесе не обошлось и без давнего партнера Якобашвили - Гавриила Юшваева, того самого совладельца башни ОКО и еще недвиги в Москве на несколько миллиардов. Он же - Гарик Махачкала, что как бы намекает нам... Но это другая история, почитать про Гарика можно во многих источниках.
Еще один «тайный» совладелец банка - это до сих пор широко известный в узких кругах Илья Гаврилов. Здесь надо сделать важное замечание: Гаврилова называют реальным координатором сети банков, которые занимались всяким схематозом. Банки были, в основном, с Северного Кавказа, но и другие регионы в сети нашлись. Например, ФДБ (Федеральный депозитный банк), Банк Развитие и так далее. Среди них живым на данный момент остался только Ставропольпромстройбанк. Остальных лишили лицензий за нарушения 115-ФЗ и кредитные махинации (и, как следствие, утрату капитала).
А что же Ставпрольпромстрой?
Почему он может утонуть:
- банк схематозит. Там достаточно очевидно вылезают разные индикаторы как высоких оборотов наличности, так и сомнительных операций разного рода. Росфинмониторинг постоянно огрызается на банк. ЦБ пока не принял решения, но для этого поводов выше крыши;
- у банка много помоечных активов, неликвида, имущества на балансе (откровенно говоря, весь капитал соответствует такой ерунде);
- кредитный портфель вызывает опасения, многие проблемы завуалированы через те же реструктуризации и «перекредитовку»;
- убытки и ухудшение финреза. Эту проблему банк решить не смог, и чем дальше, тем будет хуже.
Почему банк жив:
- административный ресурс. Акционеры-руководители банка и руководители края, конечно же, в очень теплых отношениях. Однако примеры ряда банков (Татфонд, МБСП и т.д.) показывают хрупкость такой поддержки;
- у банка есть запас по нормативам, и, что особенно важно - по капиталу. То есть выдержит и некоторый рост резервов.
Вердикт Котов: рейтинг В-. На грани фола, хотя может еще протянуть какое-то время. Ключевой вопрос - терпение регулятора относительно схемотехники. Если лопнет - вероятнее всего санация, возможно болезненная для крупных кредиторов и вкладчиков. Вail-in в хату, пацаны.
@fatcat18