Сегодня в прицеле Жирных котов Транскапиталбанк («ТКБ»). Коллеги из «Эксперт РА» дают банку оценку ruBBB-. Посмотрим, насколько она справедлива.
Крупный московский банк с широкой региональной сетью. Правда, предпочитают работать в регионах, находящихся поближе к центральной части страны. «ТКБ» держится в ТОП-50 банковского сектора практически по всем показателям: 47 место по активам, 44-е по вкладам физиков, 45-е по кредитному портфелю.
При этом банк не просто убыточен, но убыточен хронически. Достаточно сказать, что по этому показателю он занимает 482 (!) место. Из 498 возможных, да. К декабрю накопленные с начала года убытки превысили миллиард рублей. Соответственно у банка отрицательные показатели рентабельности капитала: -7,3% и активов: -0,7%. Никакого света в конце тоннеля нет: банк будет и дальше получать убыток и проедать капитал.
Основные акционеры банка официально - Ольга Грядовая (она же член совета директоров и предправления), её муж Леонид Ивановский, которые вместе контролируют более 33%. Ходят слухи, что Ольга Грядовая очень дружна с Эльвирой Набиуллиной, а то и с Игорем Сечиным.
До недавнего времени в составе акционеров банка был и ЕБРР с долей в 27,77%. Однако летом этого года европейцы скинули свои акции целой группе инвесторов. Главным бенефициаром всей сделки называют дочь основателя банка «Возрождение» Татьяну Орлову. Еще в начале этого года она прикупила 1,9% банка, после же ухода ЕБРР она контролирует уже почти 47%. Так, компашка «ДАК», купившая у евробанкиров 8% «ТКБ», напрямую принадлежит Татьяне Орловой. Остальные покупатели пакета ЕБРР: «Либерти 1» (9,9% акций), «Тамлер» (9,99%), «Централия» (9,99%) и «Элькрип» (9,3%) напрямую с ней не связаны, но мы-то знаем…
В октябре 2015 года Транскапиталбанк решил попробовать свои силы в роли санитара, простите, санатора «Инвестторгбанка». АСВ радостно выделила под это дело финансовую помощью в размере 29,7 млрд рублей на 10 лет. Кроме того, сам Транскапиталбанк получил 19,5 млрд рублей для поддержания ликвидности. Должен был вернуть осенью 2017 года, но, не рассчитал своих сил. Неслабо так не рассчитал. Настолько, что в 2016 попросил на санацию еще 26,2 млрд. Регулятор охренел от такой наглости и денег не дал. Но пролонгировал уже имеющийся кредит еще на пару лет.
Несколько раз банк уже отправляли в морг: слухи о скорой санации, а может быть, и более печальной участи были очень сильны весной этого года, потом поутихли. Однако глобально «ТКБ» не стал с того времени принципиально устойчивее.
Наиболее забавный эпизод из жизни банка - это, пожалуй, его история с залогами медиахолдинга Эксперт. Один из отцов-основателей Валерий Фадеев (ныне в холдинге фактически не задействованный), в качестве залогового обеспечения по кредитам «ТКБ» (и еще нескольких банков) подсунул нераскупленный годовой тираж журналов Эксперт и Русский репортер. Остап Бендер нервно курит в сторонке. »ТКБ» может обчитаться журналами за 2013 год: у него их 1 млн штук. Миллион, Карл!
Почему банк может утонуть:
- плохое качество активов, низкий запас достаточности капитала. Очевидно, что только внешний инвестор может залить в банк достаточный капитал для закрытия дыр и убытков.
- мало того, что более трети кредитного портфеля протухло, так еще банк балуется занижением резервов через принятие якобы качественного обеспечения (журналы, наверно, тоннами собирает с заемщиков).
- банк еле переваривает взятую санацию; раньше это казалось способом получить дешевую ликвидность без серьезных собственных вливаний, а сейчас все не так.
Почему банк еще жив:
- более-менее сбалансированы пассивы и держится запас ликвидности
- дружба сильных мира сего. Но дружба эта вполне может документально оформиться через ту же санацию либо просто улетучиться.
Вердикт Жирных котов: ВВ-. Надежность на невысоком уровне, не исключено принудительное оздоровление. Но именно санация более вероятна, чем отзыв, поэтом рейтинг все же не самый низкий.
@fatcat18