ДЭГ: пора привыкать к аббревиатуреКак водится, после того, как становятся известными результаты состоявшихся выборов, тут же начинается дискуссия относительно их итогов. Спорят не только о том, кто выиграл – проиграл, но и о самых разных темах, имеющих отношение к выборам. В том числе, и совершенно новым…
На этих выборах такой темой вне всяких сомнений стало дистанционное электронное голосование (ДЭГ). Это такой способ голосования, при котором избиратель не посещает избирательный участок лично, а изъявляет свою волю онлайн на специальном портале. Новую форму голосования пока не решились распространять на всю территорию страны. По решению Центризбиркома оно проводилось в Москве, Севастополе, Нижегородской, Ярославской, Курской, Мурманской и Ростовской областях.
Однако, прогнозируемых всплесков электоральной радости почему-то не последовало. Зато появилось много различных сюжетов, содержащих недоуменные вопросы. Например, почему портал дистанционного голосования «упал» в первый же день активной работы (
https://t.me/redacted6/2135)?
Появились мнения о том, что ЦИК просто не подготовился к дистанционному голосованию должным образом. Разумеется, оппозиция немедленно объявила, что систему для того и придумали, чтобы накручивать голоса там, где понадобится. Масла в огонь подлило заявление Роскомнадзора о вмешательстве Twitter в выборы
https://t.me/glavpolit/9652. А следом появились сообщения о многочисленных Ddos-атаках (
https://ria.ru/20210917/golosovanie-1750518136.html), из-за которых приходилось по нескольку минут ожидать очереди, чтобы отдать свой голос.
Но главной темой, конечно же, стали перипетии ДЭГ в столице. Оглашение итогов там перенесли на сутки, что вызвало массу вопросов к организаторам. Причем, в регионах данные о ДЭГ выдали на полсуток раньше. Оказалось, что данные обычного голосования в столице весьма разнятся с результатами ДЭГ. Например, КПРФ из-за этого потеряла несколько ярких кандидатов, которые выигрывали в своих округах. Партия уже заявила о том, что подаст в суд. По последним данным результаты ДЭГ в Москве все-таки пересчитают.
Но как бы не завершилась эта конкретная история, вопросы к самой процедуре уже появились. Объяснения, что расшифровка результатов ДЭГ заняла полчаса, а процедура подписания в электронном виде потребовала времени дольше, чем ожидалось убеждают не всех…
В России есть сейчас две системы дистанционного электронного голосования: одна – московская, а другая – которую использовали в регионах. Очевидно, что технология может меняться, усовершенствоваться, но она точно будет развиваться и во все больших масштабах и применяться на выборах.
Председатель правления Фонда развития гражданского общества Константин Костин прав, когда говорит, что перспективы распространения онлайн-голосования зависят от смены поколений.
https://t.me/FoRGO_official/496 Его вывод таков: «Должны появиться в достаточном количестве избиратели, которые предпочитают именно такой способ исполнения гражданского долга». Удобство, скорость и безопасность ДЭГ – это серьезные аргументы. И еще один важный момент: нарушения происходят из-за человеческого фактора, а не из-за самой технологии!
В регионах уже делают выводы. Так сразу после выборов в Государственную Думу губернатор Новосибирской области Андрей Травников заявил, что необходимо изучить опыт регионов, где проходило ДЭГ. Глава области заявил: «Я считаю, что через два года мы в обязательном порядке должны перейти на этот удобный для жителей формат голосования». Ясно, что сибиряки не останутся одинокими в этом начинании.