Такое имя из детства - Роза Друкман. Даже не просто имя, а пожалуй что и одно из первых в жизни эротических впечатлений, потому что Роза Друкман, карикатуристка конца восьмидесятых, в журнале Крокодил почему-то специализировалась строго на этих темах - секс, проституция, все такое. Рисовала голых женщин в сетчатых колготках (а что касается проституции - почему-то самый частый сюжет карикатур в Крокодиле был про школьниц-проституток, сейчас, когда смотришь подшивку, очень бросается в глаза, тотальная педофилия). То есть действительно карикатуры Друкман в моем детстве были самой доступной эротикой, какая только могла быть.
И (возможно, имея в виду и еврейскую фамилию, от которой почему-то веяло пороком) я тогда хорошо себе представлял эту сексуально озабоченную тетку из Москвы, которая работает в журнале Крокодил, спит с заслуженными сатириками, с незаслуженными просто флиртует, курит, ругается матом.
Недавно погуглил - на самом деле преподавала танцы в школе для глухих детей, умерла от рака в начале нулевых, ну и, видимо, была совсем не такая, как я представлял себе в детстве.
И тут я вдруг понял: ключевое слово детство! Журнал Крокодил на излете читали преимущественно дети. Взрослые читали Огонек и все такое прочее про сталинизм и язвы современности. Крокодил, который как раз в перестройку и не вписался, оставался детям, которые от тех же родителей знали, что это журнал со смешными картинками.
Тираж у него был миллиона три, по меркам нашего времени фантастика, но не скажешь ведь, что он был безумно популярный. Вся центральная пресса была безумно популярная, потому что было типа десять журналов и пять газет и больше ничего не было. Толстый и ориентированный на очкариков Новый мир к 90 году дошел до миллиона тиража, Аргументы и факты, которые и не газета были, а «бюллетень для лекторов», выросли в перестройку до 33 миллионов. А у Крокодила эти три миллиона как были в 1984, так и остались в 1990. Причем он же не был, скажем, антиперестроечный - он со всеми обличал Сталина, узбекских взяточников, мелиораторов и прочее. Но вот не было ни одного момента, чтобы там по смелости и остроте появилось бы что-то сверх положенного - Сталин как у всех, взяточники как у всех, и даже голые бабы от Розы Друкман только догоняли Маленькую Веру и прочее прорывное. И в итоге да, стал в самом прямом смысле детским журналом. Я смотрю подшивку и думаю - о, детство. Кому лет пятьдесят - тот посмотрит и увидит впервые, потому что в те годы не читал.