Почему "запрос работодателя" не есть хороше основание для создания и ведения образовательной програмы STEM?
Кратко: потому что это "искать не где потерял, а под фонарем".
Теперь разверну мысль (за которой стоит почти два десятка лет опыта). Работодатели не заинтересованы во всесторонней подготовке студента как знатока CS (или иной области) на передовом крае науки. Работодатель заинтересован в том, чтоб студент был прокачан в том и только в том, что ему, работодателю, нужно. В результате возникают два типа искажений.
Первое искажение: работодатель сузит круг изучаемых сюжетов. Это хорошо видно по программам ШАД,
Mail.ru и прочая - в том числе там, где они служат основой для партнерских вузовских программ (ВШЭ, Бауманка). Они строятся исходя частично из возможностей способных преподавать сотрудников, более же из текущего запроса на кадры. Если Яндекс - то алгоритмы, машинка, если Mail - то мобильные интерфейсы, игры, и там и там облака, нагруженные системы. Если Abbyy - то распознавание, если 1C - то ERP и системная аналитика. И так далее вплоть до запредельно узких прикладных дисциплин - скажем, ReactOS , Angular или R.
Но при этом в той же программе может не быть других дисциплин, если они не смежные - скажем, фундаментальной теории (линейная алгебра, выпуклый анализ, системные архитектуры, автоматы), прикладных дисциплин (машинная логика, данные и базы данных, компьютерная графика, криптография и безопасность), междисциплинарных вещей (человеко-машинное взаимодействие, биоинформатика) или деловых предметов (продвижение в соцсетях, цифровое право). И уж конечно, не будет необходимых, но нетехнических дисциплин - скажем, ни строчки текста (кроме комментов в коде) студент за всю программу не напишет.
Второе искажение: работодатель не ученый, он следит за прогрессом лишь в той мере, в какой ему интересно. Если этот работодатель сам делает этот прогресс в глобальном масштабе, он сможет поделиться со студентом самыми новыми достижениями и идеями. Ну а если работодатель родился как клон и живет как клон, подсмотрит что-то за рубежом и в Россию притащит с минимумом изменений? Он, наоборот, будет предлагать исключительно проверенные вещи, которые уже заведомо всюду есть и всеми приняты. Возьмем, к примеру, игроделов: их бизнес-модель - скопировать успешный проект с чуточку измененным артом и раскручивать так, чтоб на 99 центов затрат был 1 доллар дохода. Где у них поле для эксперимента? Наоборот, копай от забора и до обеда. Или производители бухсофта - они в основном ядро кода написали еще в 1990-е. Тут во всю мощь встает принцип: не сломано - не чини, пипл хавает, куда они денутся с нашей подлодки (максимум в наше же облако, и то у нас до сих пор считают, что что в облако попало, то пропало).
Выводы: как же строить программу грамотно, так, чтоб она была глобально конкурентоспособна? Способов два.
Если выстраивать программу "по запросу", то "запрос" должен исходить от молодых специалистов (до 10 лет после выпуска). Они фантастически хорошо держат нос по глобальному ветру, знают, и кто чем занят, и что входит в спрос, а что выходит - это их ключевое конкурентное преимущество.
А если еще упростить задачу, то можно взять любую из двух программ ведущих всемирных отраслевых ассоциаций -
ACM CC2005 или
IEEE CC2020. Или взять десяток ведущих университетов и сравнить их требования для выпуска, благо все они опубликованы - вот
Stanford CS, скажем. Обощить и сделать свою программу. У такой программы будет и актуальность и фундаментальность.
И работодатели, даже зашоренные и отсталые, все равно спасибо скажут! Потому что качественно подготовленный специалист бьет ремесленника часто даже на короткой дистанции, а на долгой всегда. А "программы от работодателей", даже если там и искусственный интелект и большие данные и облака и все модные баззворды - все равно только ремеслуха на стероидах.
Университет - это больше чем ремесло, это понимание своего места в мире и времени.