КНТПП
Постановлением Правительства от 19 февраля 2019 года №162 утверждены Правила разработки, утверждения, реализации, корректировки и завершения комплексных научно-технических программ и проектов полного инновационного цикла.
Ключевые смыслы:
1. КНТПП ПИЦ – это инструмент реализации Стратегии научно-технологического развития в соответствии с выделенными в ней приоритетными направлениями.
2. Также это один из механизмов реализации госпрограммы «Научно-технологическое развитие Российской Федерации».
3. Инновационный цикл предусматривает все этапы: от научного исследования через трансфер научного знания к его коммерциализации и выпуску новой продукции.
4. Объём средств только федерального бюджета, планируемых к направлению на реализацию КНТП, составит до 2 млрд рублей в 2019 году, до 10 млрд в 2020-м и до 9 млрд рублей в 2021 году.
5. НОЦ мирового уровня будут принимать участие в реализации КНТ программ. Следовательно, либо сам НОЦ должен сформулировать КНТ программу или проект, либо центр должен упаковывать тематику работ таким образом, чтобы вписываться в более глобальные КНТПП.
6. Структурно и идеологически КНТПП ПИЦ представляют собой суммирование и развитие идей, апробированных в рамках двух Федеральных научно-технических программ – развития сельского хозяйства и развития генетических технологий.
7. В каждой КНТ программе предусматривается комплексный план научных исследований (научно-исследовательская часть программы).
8. Определены ролевые функции ответственного исполнителя (ФОИВ, ответственный за госполитику в области реализации КНТПП и главный распорядитель бюджетных средств), соисполнителей (орган власти и(или) ГРБС), заказчика (организация реального сектора экономики), участников.
9. Порядок описывает взаимодействие всех участников: Совет по приоритетному направлению (и его базовая организация), инициатор КНТПП, координационный совет, Правительство и Президиум Совета по науке и образованию, Минобрнауки.
10. Основной коррупциогенный фактор заключен в п 11:
«В целях реализации комплексной программы, комплексного проекта ответственный исполнитель может отбирать на конкурсной основе организацию для организационно-технического и информационного сопровождения реализации комплексной программы, комплексного проекта». Здесь от всех контрольно-надзорных органов потребуется четкая работа, чтобы не допустить «распила» этого функционала сторонними организациями, не обладающими соответствующими научно-техническими компетенциями.
11. Пролонгированный контроль за результатами реализации КНТПП является важной новацией (п. 19):
«В течение 3 лет после завершения реализации комплексной программы, комплексного проекта ответственный исполнитель представляет ежегодно отчет о социально-экономическом эффекте от их реализации в совет по приоритетному направлению». Хотя предпочтительнее был бы мониторинг минимум на 5 летнем горизонте.
12. Комплексное финансирование должно осуществляться за счет бюджетов (федерального и региональных), а также внебюджетных средств (инвестиций участников и заказчиков).
13. Ключевая проблема – приступить прямо сейчас к формулированию КНТПП не получится. Они (программы и проекты) должны решать «комплексные задачи и входящие в их состав научно-технические задачи», которые по своему профилю определяет каждый из Советов по приоритетным направлениям (п. 3). Однако, требования и критерии, которым должны соответствовать комплексные задачи и входящие в их состав научно-технические задачи, пока отсутствуют – они устанавливаются Правительством Российской Федерации, куда в течение 2 месяцев Минобрнауки должно внести проект соответствующего нормативного правового акта.
Итог. В принципе, весь порядок был и так достаточно понятен, поэтому его отсутствие не являлось основанием для того, чтобы не формулировать в рабочем режиме КНТПП (а советы уже обсудили достаточное количество предложений). Теперь осталось дождаться полного комплекта документов и «упаковать» наиболее проработанные программы и проекты.
http://government.ru/docs/35824/