Size: a a a

Здравствуйте, Кирилл Александрович

2018 May 06
Здравствуйте, Кирилл Александрович
На день космонавтики мы провели школьную викторину. Придумали вопросы, распечатали, раздали по экземпляру на класс.

Конец следующего дня. Сижу в кабинете завуча, завариваю чай. Слышу шум бумаги, которую бросают под дверь. Неизвестные стучат в дверь. Стук сменяется ржачем и топотом по коридору.

Ребята испугались подписываться под работой в жанре альтернативной истории. А жаль. Пожал бы руку тому викингу, который надоумил ребят на креатив.

Поднимаю с пола листы — еще одни ответы на викторину. С дополнительными листами. Полная версия в телеграф-посте
http://telegra.ph/Den-kosmonavtiki-po-skandinavski-05-06

Ниже — сливки. Представьте, что на вопросы отвечает бородатый викинг:

Что такое космос?
— ВАЛЬХАЛЛА.

Для чего человек стремится в космос?
— РАДИ БИТВ.

Какая наука изучает Галактику, звездное небо?
— Богословие.

Аппарат для полетов в космос
— Драккар!

Кто первым выдвинул идею ракетного летательного аппарата?
— Бог.

Страна, первая запустившая искусственный спутник Земли?
— Скандинавия.

Кто первым побывал в космосе из братьев наших меньших?
— Вороны Хугин и Мунин

Позывной Ю. Гагарина?
— ИКАРЧИК.
источник
2018 May 07
Здравствуйте, Кирилл Александрович
Тема эссе: «Нужно ли соблюдать права человека в военное время?». Пишут девятые классы.

Не знаю, чего я ожидал от ребят, когда дал это задание за 15 минут до звонка. Половина работ — односложные. Например: «нужно соблюдать права мирного населения, а военных — нет». Привести аргументы многие не смогли. Может быть не хватило времени, не знаю.

Один ученик пишет: «Все зависит от государства». И сравнивает отношение вермахта и РККА к военнопленным.

Оставила отпечаток подготовка к ОГЭ. Несколько учеников согласились, что «социальные» и «политические» права можно отодвинуть на второй план. Но продолжать защищать гражданские.

Вот понравилось:
«Человек остается гражданином даже во время войны. Значит, несет перед страной обязательства, а государство — заботится о нем».

В работах, хвала Зевсу, не было единодушия. Две вольных цитаты противоположного мнения:

«Во время войны невозможно соблюдать права человека. Если бы права соблюдались, не было бы и войн. Большинство пойдет на что угодно, если их жизнь окажется под угрозой».
«Смысл войны — победить противника. О каких правах может идти речь, если страна в опасности?»

Жаль, что ребята не вспомнили об источнике гражданских прав. Мы — люди. Быть может разум и мораль то, что отличает нас от животных. И человеком остается тот, кто верен общечеловеческим принципам даже перед лицом апокалипсиса.

Такого ответа я ждал в глубине души.

P.S.: И получил! Написал пост и вернулся к последней паре работ. Там на второй строчке: «человек должен всегда оставаться человеком».

Мечты сбываются, особенно перед сном.
источник
2018 May 09
Здравствуйте, Кирилл Александрович
Информационный пост, который make лето great again.

С 7 июля по 6 августа в московской области пройдет  Летняя школа.
Это когда:
— люди выезжают с палатками в лес
—  живут там
— слушают лекции
— ходят на семинары

Как платоновская Академия. Бесплатно. Выбираете мастерскую, выполняете отборочное задание, едете.

Мастерских и модулей на летней школе много. Я хочу обратить ваше внимание на мастерскую  «Образование». По ссылке — темы и даты:

http://letnyayashkola.org/obrazovanie/.

Самое важное
Набор заканчивается 20 мая. Есть время подать заявку и подготовить задание.

Информационную поддержку летней школе оказывает журнал «Русский репортер», РБК и мой канал. Все ради того, чтобы поставить себя в один ряд с ними :3
источник
2018 May 12
Здравствуйте, Кирилл Александрович
Киберпанк уже наступил:

Стою в магазине. Передо мной мальчик семи лет. В его корзине пять стаканчиков мороженого, морковка и пачка арахиса. Кассир говорит: «С вас 400 рублей». Мальчик достает из кармана банковскую карту, встает на носочки и прикладывает ее к терминалу.

Оплата прошла. Мальчик оглядывается. Понимает, что у него нет пакета. Берет его с кассы, складывает покупки. Кассир: «Пакет стоит 4 рубля». Мальчик лезет в карманы. Надеется обнаружить там мелочь. Безуспешно. Достает карточку и снова встает на носочки к терминалу. Занавес.

Я тоже расплатился картой и вернулся в школу. Сегодня предпоследнее занятие с девятиклассниками, которые сдают экзамен по обществознанию. Потом мы с ними пойдем играть в баскетбол. Воскресенье я конечно же проведу лежа, потому что у меня отвалятся ноги и спина. Но баскетбол того стоит.
источник
2018 May 13
Здравствуйте, Кирилл Александрович
источник
Здравствуйте, Кирилл Александрович
Мое воскресенье. Всероссийскую проверочную работу писали в пятницу, проверить к понедельнику. Во вторник еще раз — по истории. 3 класса, 75 работ. Люблю свою работу?

Да 😒
источник
Здравствуйте, Кирилл Александрович
Одно из заданий: составить текст с терминами: федеративное государство, субъект Российской Федерации, территория, органы власти, родной язык, традиции.

Лучшая цитата:
«Если кто-нибудь положит глаз на территорию субъекта Российской Федерации, он будет иметь дело с органами власти.»

Следующий вариант, другие термины:
«Я живу в Российской Федерации. Мне очень нравятся субъекты Российской Федерации. Конституция очень хорошая. Я считаю, что устав и законы субъектов Российской Федерации очень даже справедливы. Конституция РФ впечатляет».
источник
2018 May 19
Здравствуйте, Кирилл Александрович
Друзья мои, я спекся. До конца учебного года осталась неделя, а количество косяков на работе растет в геометрической прогрессии.

Девятиклассники ссорятся на репетициях последнего звонка, одиннадцатиклассники в принципе не горят желанием делать что-то на репетициях. Парень с ролью ведущего уехал в Москву, поступать в ГИТИС. Сценарий есть, но ставить его не с кем.

Устал проверять итоговые работы. 12 классов, почти у каждого по 2 предмета. Кипа такая, что не хочется брать в руки.

В голове сполшная каша и дел, которые я не сделал/ сделал не вовремя/ сделал неправильно. На днях проверял ВПР по истории. Забыл взять домой стопку целого класса. Искал полночи.

Полявилась крамольная мыль: «нарисовать» в отчете результаты целого класса и отправить завучу. Хватило ума поступить правильно и рассказать ей всё как есть. Сами работы нашлись у меня в кабинете сразу после разговора.

Вывод: нельзя столько работать. Шесть рабочих дней в неделю, должность педагога-организатора — на следующий год возьму меньше классов. От каких придется отказаться самому страшно думать. Хочу оставить всех. Но в таком от моих эмоций останется пепелище уже к концу следующего года.

Этот год напоминает сиквел популярного фильма, в котором слишком много всего. А счастливый ли у него конец узнаем на последнем звонке.
источник
2018 May 24
Здравствуйте, Кирилл Александрович
источник
Здравствуйте, Кирилл Александрович
Смотрите. Это — моя любимая рубашка. Сегодня утром она была цела. До того момента, пока я не наклонился затянуть шнурки на ботинках. Характерный хруст и чувство свободы в плечах обозначили, что ей пришел конец.

Переодевать ее я, конечно же, не стал. Зато по приходу домой я сорвал ее самым киношным способом. Сначала рукава: они без проблем отделились по шву. Потом пуговицы, которые разлетелись по кухне. Их я конечно же собрал. А рубашка так и валяется.

Вывод этого года: подготовка последнего звонка угрожает вашей одежде.

P.S.: Рубашка была под свитером, если что. Идти в рваной мне бы не позволила совесть (жена).
источник
2018 May 25
Здравствуйте, Кирилл Александрович
Написал для @melfm об итогах года. Выводы вкратце:

— сиквелы получаются хуже оригиналов
— это не повод унывать

https://mel.fm/slovo_pedagoga/3960247-kirill_alexandrovich
источник
2018 August 19
Здравствуйте, Кирилл Александрович
До конца отпуска осталось 7 дней, режим дня сломан, сломлен и лежит в коме. Вместо того, чтобы как все нормальные учителя заниматься социально полезными делами, я переписываюсь с хорошим другом-моряком. Он ведет прямой репортаж откуда-то из Тихого океана, записывает видео как волны заливают палубу и строчит сообщения о моряцкой жизни.

Это я к чему: скоро новый учбеный год, а значит новым записям о школе — быть!
источник
2018 August 29
Здравствуйте, Кирилл Александрович
Иду по коридору. Из медкабинета с медосмотра выходит мой ученик. Мы встречаемся взглядом, он чуть расшаркивается и говорит, ставшее классикой, «Здравствуйте, Кирилл Александрович». Я снимаю шляпу и отвечаю ему взаимностью.

Ничего такого, обычное приветствие ученика с учителем. Не тут-то было. Напоследок он добавляет:
— А вы совсем не изменились за лето!

На это я просканировал ученика и заметил: теперь он ходит в узких черных джинсах, лицо повзрослело на пару лет, голос упал на полтона. Ответ получился неоригинальным, но правдивым:

— А ты, Р., очень даже изменился.

Он поскакал дальше по коридору. Разгонялся и скользил по кафелю, уже выкинув из головы это мимолетное событие. А мне остались мысли о неотвратимом взрослении моих учеников.

P.S. Никакой шляпы в приветствии, конечно же, не было. Это я так, для пущего драматизма.
источник
2018 August 31
Здравствуйте, Кирилл Александрович
Друзья! Рабочие будни сомкнули руки на моей шее. Однако, их прикосновения оказались нежными и очень даже приятными.

Всю неделю мы репетируем линейку, которую петербургская администрация назначила на субботнее первое сентября. По расписанию мы не учимся: дело ограничится торжеством да классным часом. Основные репетиции были вчера, сегодня и завтра до восхода солнца. К сожалению, собрать учеников раньше задача неумолимо тяжелая. Ибо никакие молитвы не помогут детям вернуться с дач и загрниц отдельно от родителей.

Второго сентября, в воскресенье, я буду выступать с лекцией на «Научном пикнике» Университета детей.
Расскажу про современных детей (будто мало об этом говорю на канале), порассуждаю с залом о смене поколений. Я постараюсь сделать лекцию настолько же веселой, насколько и познавательной. Без шуток из «Аншлага», конечно же, не обойдется.

Лекция начнется в 13:00 в Юсуповском саду. После меня эстафету продолжат зам. главреда «Сноба», главред «Arzamas»'a и дуэт из музканта группы СБПЧ и физика-экспериментатора.

Подробная информация по ссылке: https://udetey.ru/picnic

Про то, как я сходил на радио и записал передачу расскажу в следующий раз. Всем котиков и хорошего настроения.
источник
2018 September 01
Здравствуйте, Кирилл Александрович
Ретроспектива дня:

Два года назад: я пришел на линейку в школу, где никого не знал. Стоял на крылечке и смотрел на всех со стороны. Руки не могли найти места и перемещались то в карманы, то бродили по поручням. Ноги то и дело пританцовывали, пытаясь занять удобное положение. Дети смотрели на меня с подозрением, учителя норовили перепутать со старшеклассником.

Сегодня: ношусь по футбольному полю, слежу, чтобы линейка прошла по плану. С лица не сходит улыбка из-за учеников, по которым успел соскучится. Если это не «рыба в воде», то я не учитель обществознания.

Два года назад: по коридору идет завуч начальной школы. Её поздравляют с первым сентября. Краем уха слышу ответ: «Поздравлять учителя с началом года все равно, что крестьянина с началом пахоты». Таким первый год и оказался.

Сегодня. Та же самая завуч, в том же коридоре, идет  навстречу с улыбкой и поздравляет с первым сентября. Ощущение, будто год таким и получится: полным радости, улыбок и полезных дел.

P.S. Пользуясь случаем торжествено заявляю, что нашей школе очень повезло с администрацией. Не было бы никакого канала, не построй коллектив в школе атмосферу доброго и бережного отношения к детям. Это же в свою очередь возможно во многом потому, что руководство школы так же бережно и понимающе относится к учителям.

P.P.S. Вот тут я поздравляю всех сам. Но вы и так не меньше десятка раз это за сегодня слышали :3
источник
2018 September 03
Здравствуйте, Кирилл Александрович
Вчерашняя лекция удалась. За подробностями и кратким обзором можете послушать меня на радио «Эхо Москвы» Петербург.

Эфир начнется в 12:05 на FM-частоте 91.5, интернет трансляция по ссылке https://vse.fm/station_192/on.

Кто пропустит и то, и то, позже тут появится запись эфира. Вот так!
источник
2018 September 07
Здравствуйте, Кирилл Александрович
А вот и запись передачи: https://echo.msk.ru/programs/beseda/2270904-echo/

В выпуск попала лишь лишь малая часть часовой беседы с ведущей, но главная мысль сохранена. Прошу прощения за сбитую речь. Я, очевидно, волновался.
источник
2018 September 11
Здравствуйте, Кирилл Александрович
Второй день, как хочу написать про «формы согласия на обработку персональных данных». Это такой документ, который требуется для любого конкурса или мероприятия. Спасибо Федеральному закону РФ от 27 июля 2006 года № 152-ФЗ «О персональных данных». Особенно тому, как его применяют на практике.

Например, 20-го числа будет олимпиада по истории. Педагоги выбирают несколько учеников и дают им задание. Чтобы допустить их до олимпиады, с каждого надо взять это согласие. У меня восемь классов, которые будут участвовать в олимпиаде. Из каждого класса я беру по пять человек. Итого 8 х 5 = 40 листов бумаги.

Изюм вот в чем: согласие заполняют и подписывают родители. То есть, надо распечатать формы, выдать их детям, а потом собрать. Угадайте, сколько раз дети забывают принести их обратно? А сколько согласий за год порвал кот, съела собака, изрисовала младшая сестра? На всероссийские конкурсы форма согласия может состоять из двух, а то и трех листов. Кстати, если ученик старше 14-ти лет, он заполняет форму сам. Дополнительно. Вместо одной бумажки, я буду ждать от него две.

А потом их надо отсканировать.

Год назад писал, как мало бумажной работы стало с введением электронного журнала. Я никогда так не ошибался.
источник
2018 September 18
Здравствуйте, Кирилл Александрович
Тяжело бремя славы. Всю первую четверть прошлого года я слышал за спиной шепот. «Это все школа, например!». Ученики 5-6 классов, словно заклинание, повторяли это, едва завидев меня. Я изо всех сил сохранял лицо недвижимым. Делал вид, что не замечаю и не мог разобраться:  нравится мне это или нет?

Год прошел. Я уж позабыл, что снял тот умопомрачительный клип в декорациях детсада во дворе. А монопод, который я для этого отобрал у сестры — сломался.

И вот случилось неожиданное. В среднюю школу пришли новые пятые классы. Я веду у них историю. Мой клип они обнаружили не сразу. Почти две недели я порхал по коридорам как бабочка. А потом, бах: стайка пятиклассников поймала меня в узком проходе, обступила со всех сторон и тычила экранами прямо в глаза:

— ЭТО ВАШ КАНАЛ, КИРИЛЛ АЛЕКСАНДРОВИЧ?
— А МОЖНО ПОДПИСАТЬСЯ?
— КОГДА ВЫ ЗАПИШЕТЕ НОВЫЙ ТРЕК?
— ПОЧЕМУ ВЫ ДО СИХ ПОР НЕ ВЫПУСТИЛИ МИКСТЕЙП?

Хорошо, что я сильнее любого пятилассника. Своими длинными руками я аккуратно передвигал учеников с их телефонами, бормотал невнятные ответы и делал вид, что очень спешу на урок. Ага, конечно. Ведь до его начала оставались добрых 15 минут.

Мораль такая: если ты долго не попадал врасплох, значит попадешь скоро и неожиданно.
P. S.: ссылка на клип, из-за которого сыр-бор https://www.youtube.com/watch?v=RBlrhNifLpY
источник
2018 September 19
Здравствуйте, Кирилл Александрович
Звук из динамика разбудил меня в 7:30 утра. Мелодия больше походила на выходящий вызов, чем на будильник. Первая мыль: «Сброшу, а потом перезвоню. Вечером, например». Вторая мысль: «Ай, ладно».

— Алло?
— Кирилл! У нас сегодня прямой эфир на Эхо.Москвы. Можно через час взять у вас комментарий?

Голос журналиста стряхнул сон. Я посмотрел на часы. «Какая рань!» — подумал я и вздохнул. Мог бы спать еще целых 10 минут.

— Да, конечно. А по какому поводу?
— Три четверти россиян поддерживают запрет мобильных телефонов в школах! Мы хотим знать, что об этом думают сами учителя.
— Да, конечно.
— Отлично! Тогда через час с вами свяжется наш оператор. В 8:35 вы будете в прямом эфире.

Мы уточнили пару деталей и попрощались. Самое время для завтрака и сбора на работу. Делать я этого не стал. Потому что поспать еще 10 минут — святое.

Через час я сидел в кабинете. Хотел было закрыться изнутри на ключ, но передумал. Вдруг кто решит, что я не на радио собираюсь выступить, а лайкаю фотографии учеников в инстаграме. В 8:30 звонок с неизвестного номера. Беру трубку, а там эфир. Прошептал в трубку осторожное «Здрсьте», ответа не дождался. Никаких вам «Здравствуйте, Кирилл Александрович». Ну и слава богам. Греческим. Звукооператор глушил мой голос, дабы я не нарушил таинства прямого эфира. Где-то в 8:33 ведущая программы завела тему о школе и телефонах. В 8:35, точно по часам меня представили публике. Пару минут я вел монолог, который разбавляли вопросы ведущей.

В 8:40 чары рассеялись. Мне вежливо сказали спасибо, снова заглушили микрофон, а потом в трубке раздались короткие гудки. Я враз превратился из хтонического эксперта обратно в учителя простой районной школы.

Кратко по моим словам в эфире: запрещать мобильные телефоны в школах бесполезно. Вместо этого лодыри вспомнят про «морской бой», записки, «потыкать ручкой соседа» и хит всех времен: репродукции лучших дворовых слоганов прямо на школьных партах. КПД запретов стремится к нулю, если человек остается без альтернативы. А если альтернатива — ультимативный и тоталитарный подход к учебе, я бы сам выбрал саботаж. И выбирал, пока был учеником. Может быть, я поэтому так резко против любых запретов и так яро за внутреннюю мотивацию.

P.P.S.: Конечно же, никаких коротких гудков в трубке не было. Мобильные телефоны обрывают связь резко и безжалостно. Простите за витиеватый слог поста и эпитеты. Неожиданно для себя увлекся. Что угодно, лишь бы не проверять самостоятельные работы.
источник