Двадцать часов с перерывами на сон и еду я читаю. Это сборник заметок, коротких историй о жизни Петербурга в конце 90-х и начале 2000-х годов.
Главный герой часто меняет работу, круг общения и места пребывания. У него есть цель, которая каждый день двигает его вперед, не дает сидеть на месте. Герой не живет мечтой: но чувствует, что не может себе позволить поступать иначе. Каждая зарисовка — передряга или приключение, в которой он проявляет чудеса изворотливости и смекалки. Он не боится рисковать и в то же время готов к компромиссам. Герой из тех, кто никогда не остановится на своем пути. Какие бы преграды ни стояли перед целью — они падут.
Описание, будто остросюжетный фильм. Или на худой конец супергеройский комикс. Как бы не так.
Главный герой — героиновый наркоман.
Зарисовки, из которых состоит книга никак не сортированы. Между соседними событиями проходит день, неделя, — а может и год. Многие злоключения обрываются на самом интересном. Например, когда его старый жигули глохнет на Аничковом мосту, потому что кончился бензин. Для героя это не главное. Для него история кончается тогда, когда он укололся. Что он и сделал незадолго до моста.
Бытоописание завораживает простотой, с которой живет наркоман: «Когда сидишь на героине есть только одна проблема: где достать героин. Остальное неважно.» Об этом писал и Ирвин Уэлш, и Берроуз — но в декорациях знакомого города это чувствуется в красках. Потускневших и зернистых, как жизнь героя.
Это перемешивается в размышлениями о себе. В минуты после укола, когда разум героя проясняется, осознается простая мыль: героин теперь нужен затем, чтобы вернуться в нормальное состояния. Без него не просто плохо, а физически невозможно. Мы измеряем года от рождества Христова, возраст — от даты рождения. Героиновый наркоман считает время со того дня, как он оказался в системе. «Мне исполнилось три с половиной года. И ничего вокруг не поменялось. на следующий год все будет так же. Или я умру от передозировки.»
Эффект сильнее, чем от научно-популярных статей о вреде наркотиков или фильмов вроде «На игле», «Реквиема по мечте». Текст погружает в свой мир, обволакивает. Походы по грязным подворотням, цыганским притонам, разговоры с милиционерами — будто это происходит с вами. Будто вы рядом с героем и испытываете ту же пустоту в себе. Хорошо, что книгу можно закрыть, заварить чай и отвлечься. В отличие от ее персонажей.
Герой не жалеет себя, не жалуется на жизнь. От того проникаешься к нему сочувствием. Он кидает людей на деньги, врет, обманывает и даже не верит, что может соскочить. Иногда у него есть работа, иногда знакомые с деньгами. Но нет никакого смысла. Его заменил героин, поселившись комком пустоты в солнечном сплетении.
Почему я это пишу? Потому же, почему пишу о школе и всём таком: не могу не писать. Если кому интересно, что же это за книга, вот она:
https://ru.bookmate.com/books/cTckW8QH А для читателей моего канала букмэйт сделал промокод, который вместо 7-ми бесплатных дней дарит подписку на месяц:
https://bookmate.com/code?promo=CADAVERЕще есть моя же книжная полка, но о ней в другой раз.