Российские потребители продолжают сокращать расходы на еду и базовые товары по мере того, как реальные располагаемые доходы падают шестой год подряд. В июле средний чек, отражающий расходы за один поход в магазин, сжался на 1,8% по сравнению с июнем и достиг минимума за 11 месяцев в 546 рублей, сообщает по итогам ежемесячного исследования холдинг «Ромир».
Год к году средний чек прибавил 3,6%, однако это трудно «назвать настоящим ростом», констатируют эксперты «Ромира»: расходы увеличиваются медленнее, чем инфляция, составившая, согласно Росстату, 4,6% в целом по потребительским товарам и 5,6% в сегменте продовольствия. Иными словами, в реальном выражении потребительский мотор экономики работает на 1-2% медленнее, чем год назад. Эта тенденция фиксируется во всех федеральных округах, кроме Дальневосточного, следует из данных «Ромира», основанных на реальных покупках 40 тысяч человек из 220 городов с населением от 10 тысяч жителей.
Наибольшее снижение потребительской активности замечено в Северо-западном ФО (-3,2%), а также на Урале и в Сибири (-3,1%). В Москве средний чек даже без поправки на инфляцию стал меньше на 1,9% относительно уровней годичной давности (707 рублей). За месяц средний чек в гипермаркетах сократился на 5,9%, а в супермаркетах - на 2,3%. В выигрыше оказались несетевые магазины, торгующие через прилавок, где показатель подскочил на 10,6%.
Продолжающее беднеть население и задавленный внутренний спрос остаются главными тормозами для развития экономики, показал опрос предпринимателей, проведенный в июле ВЦИОМом. 81% респондентов заявили, что уровень благосостояния населения оказывает «однозначно негативное» или «скорее негативное» влияния на перспективы их бизнеса. Деньги утекают из экономики в федеральный бюджет, который, благодаря экономии на пенсионном возрасте и повышению НДС, накопил 1,6 триллиона рублей профицита за январь-июнь.