Понадобится ли российской экономике через десять лет, к 2030 году, такое количество иностранных работников, как сегодня?
Исследование на эту тему провёл Александр Гребенюк. Его модель показала — нет, не понадобится. Более того, скорее всего к 2030 году образуется избыток рабочей силы из самих граждан России в 15 или даже 19 млн чел., что отрицательно будет давить на рынок труда.
Некоторые выводы из этого исследования:
Для начала Гребенюк приводит оценку численности иностранных работников в России: «По официальным российским данным, доля иностранцев в общей численности занятых равна 5,9%. Однако оценки общей численности мигрантов, выполненные автором, позволяют с уверенностью утверждать, что эта доля значительно выше и составляет не менее 10-12%» (т.е. до 9 млн. гастарбайтеров в России).
Российская власть завозит иностранных работников (в основном из Средней Азии и других постсоветских стран) по двум причинам. Первая, официальная, гласит, что эти работники якобы замещают дефицит трудовых ресурсов из самих россиян: «Согласно среднему прогнозу Росстата, в период 2019-2030 гг. общая численность населения трудоспособного возраста снизится на 2,1 млн чел. (при низком варианте прогноза — на 4,3 млн чел.)». Вторая причина не проговаривается, но подразумевается: «В российских реалиях использование иностранных работников позволяет снизить издержки на фонд оплаты труда, так как их зарплатные требования на 30-40% ниже, чем у россиян. Возможность экономить на заработной плате является одним из основных факторов, который приводит к появлению на российском рынке труда миллионов иностранцев».
Однако этот интенсивный путь развития российской экономики заканчивается: «Но ресурс возможности сокращения издержек подобным образом практически исчерпан, предприятия рискуют потерять конкурентоспособность, не инвестируя в развитие и не обновляя основные фонды».
Далее Гребенюк построил несколько моделей, в каждой из которых предполагается определённый рост производительности труда (ПТ) в России до 2030 года — исходя из 3%, 5% и 6%. «Наибольший спрос на рабочие руки будет формироваться при негативном варианте прогноза темпов роста производительности труда (3%). При таком сценарии спрос будет превышать предложение в период до 2023 г. Однако уже в период 2023-2030 гг. предложение труда будет значительно опережать спрос. Более того, к 2030 г. это превышение будет более 3 млн человек».
(даже при таких невысоких темпах ПТ к 2030 году будет наблюдаться избыток рабочих рук в России).
При 5-процентном росте ПТ превышение над спросом будет расти с 1 млн. в 2021 г. до 15 млн. человек в 2030 г. При росте производительности труда в 6% и более, который наблюдался в российской экономике с 2003 г. по 2007 г. (за исключением 2005 г.), профицит трудовых ресурсов над рабочими местами будет стремительно расти, достигнув значения в 19 млн. чел. к 2030 г.».
Далее экономист кратко описывает последствия такого огромного профицита рабочих рук: «Значительно усилится конкуренция за рабочие места. В этой связи современная государственная миграционная политика РФ, основанная на либерализации миграционного режима и стимулировании масштабной миграции низкоквалифицированной рабочей силы из-за рубежа, может привести к серьёзным негативным последствиям. Эти последствия могут проявиться как в социально-экономической, так и в политической сферах. Конкуренция на рынке труда между резидентами и нерезидентами, дополнительные расходы на социальное обеспечение и возвращение на родину иностранных работников, потерявших работу, рост количества преступлений среди иностранцев вследствие потери источников дохода могут обострить социальные и межэтнические конфликты внутри страны».