Я обещал вам рассказать, в чем заключается выдавливание из России бизнеса, работающего на зарубежных рынках. Если кратко, то если ты остаёшься строить международный бизнес из России, ты оказываешься чуть дороже, чуть медленнее и чуть рискованнее конкурентов, переместивших головную компанию в какую-нибудь Голландию. Но давайте в деталях расскажу.
Сразу отбрасываем патриотические и политические факторы - только чистый и циничный расчет. На 1-2-3.
1.
Гарантия прав собственности, личной свободы и возможность защитить их в суде. Этот вопрос очень политизирован, но для бизнеса это вполне конкретная и практическая сущность. То есть предприниматель смотрит на все последние громкие процессы, и понимает, что в случае какого-то наезда или спора с великими, защиты в российском суде можно и не найти. А значит надо снижать риски и открываться в стране с нормальным судом.
2.
Свобода валютных операций. Валютный контроль стал в последнее время попроще, но по-прежнему из России ты не можешь просто так заплатить денег за рубеж - потом придется отчитаться за полученные товары или услуги. И заплатить штраф, если что-то пошло не так. Вроде ничего страшного, и если всё аккуратно планировать и закрывать бумажками, то можно нормально работать. Вот только нормально работать сейчас недостаточно и нужно работать лучше и быстрее конкурентов. С нашим валютным контролем это делать сложнее.
3.
Санкции и предубеждения. Покупатели и поставщики тоже думают о своих рисках и поэтому не рвутся работать с компаниями из страны, потенциально опасной в плане возможных санкций. Сегодня он продаст нам что-то или купит, а завтра окажется, что мы для армии что-то делали и ему прилетит такой штраф от регуляторов, что мало не покажется. И он прекрасно понимает, что другие поставщики боятся того же самого и наш бизнес всегда под рисками.
4.
Удобство логистики. Ввезти в Россию и вывезти из неё что-то электронное - головная боль. Борис Рудяк об этом говорил в интервью. Нотификации ФСБ, сертификаты и экспортный контроль ФСТЭК - всё это в сумме делает трансграничную торговлю крайне дорогой, сложной, а иногда и вовсе невозможной.
5. Мой недавний собеседник, интервью с которым очень скоро выйдет на канале
youtube.com/c/fabrichka, добавил еще один пункт к этому списку:
неограниченная ответственность предпринимателя. В случае неуспеха на предпринимателя можно нахлобучить такую субсидиарку, что единственным выходом будет личное банкротство. Понятие ограниченной ответственности у нас уничтожено лет десять назад. А это основа предпринимательства, как профессии. Разорился, потерял ограниченную сумму - поднял новых инвесторских денег и строишь новый бизнес, уже имея за плечами бесценный опыт.
6. Как резюме всем предыдущим пунктам, в случае, если надо будет привлечь
инвестиции, российская компания привлечет раз в десять меньше чем точно такая же американская или европейская. Возможно инвесторам просто непонятны люди, которые имея столько аргументов, оставляют свою головную компанию в России.
Я ни в коем случае не хочу сказать, что у нас худшее место для ведения бизнеса. Есть места и похуже. Но если речь идет про международный бизнес, не привязанный к одному конкретному рынку, то какая- нибудь Эстония, Голландия, Кипр или Эмираты, выглядят намного привлекательнее для головной компании, чем Россия.