Думаете, что скоморохи — это такие шуты-комики, которые должны веселить народ? Три раза раскатистое «ха!»
Один из мотивов возникновения русского скоморошества — акт протяжного смеха при обряде сожжения жены после смерти мужа. Смех при этом — выражение особого вида радости: ведь эти люди отправляются в сакральный мир.
Потом Русь насильно принимала христианство и новоявленные священники объявляли дьявольщиной любое проявление старой веры. Языческий смех тоже подвергался гонению:
«Смех делает слабыми узы целомудрия, смех отталкивает, смех не воспоминает о страхе Божием, смех не боится угрозы геенны, смех — путеводитель блуда, шутливость — изобличение необузданного человека», — говорил Иоанн Златоуст.
А простым людям между тем было непонятно, как же теперь хоронить родных и близких. Они всё еще благоговейно относились к языческому представлению о смерти, но уже боялись открыто проводить обряды. Из-за этого спрос на шутов, гуляющих по перелескам и околоткам, возрастал: их тайно, под угрозой преследования, созывали на могилы для осуществления обряда над умершими.
Образуется культ скомороха — бродячего комика. Он наделяется особой миссией проводника покойника в загробье. Принято было думать, что скоморох с гоготом везет мертвеца на расписных санях к богам, радуясь от грядущей встречи с высшими силами.
Потом скоморохи стали участвовать и в свадьбах: полагали, что чем яростнее пьют и танцуют, тем счастливее будет семейная жизнь. Хмельную раскатистость могли обеспечить лишь скоморохи.
О том, как велась борьба со скоморохами и за что нам стоит благодарить древнерусских комиков, — читаем на «Ноже».
https://knife.media/russian-buffoons/