Как я была «одаренной»
(и почему перестала быть)В детстве меня считали одаренной, но я не очень понимала, почему. Я думала, что «талантливость» это какое-то врожденное качество, вроде голубых глаз.
Одаренность означала для меня, что, в отличие от «обычных» людей, мне не нужно специально стараться — ведь у меня от природы есть что-то, что делает меня умной. Я должна демонстрировать превосходство без усилий, а
старания — это для тех, у кого не хватает способностей «схватывать на лету». Во многом из-за такого отношения
я разучилась учиться.
Постепенно я стала подозревать, что произошла ошибка: где та одаренность, которую мне приписывали с детства? В чем она проявляется? Как я узнаю, что не утратила ее? Может быть, ее и не было?
Более того:
чем старше я становилась, тем меньше давалось мне легко. В итоге я стала думать, что «на самом деле» я бездарна и посредственна.
Поэтому
я стала бояться ситуаций, которые могли бы стать для меня проверкой, в которых я могла бы проиграть. Я возненавидела олимпиады и конкурсы, а когда в них всё-таки приходилось участвовать, я демонстративно не старалась — только чтобы подчеркнуть: я проиграю, но не потому, что я не одарена, а потому что просто не хочу.
Чем дальше, тем больше я боялась пробовать свои силы, тем больше меня страшили неудачи, осуждение или насмешки.
Апофеоз случился в университете: мое болезненное стремление сохранять статус «самой умной» и получать похвалу как подтверждение своих способностей мешало мне расти и развиваться. Часто я делала то, за что меня считали одаренной, и старалась преуспеть в предметах, преподаватели которых хвалили меня за «природный талант».
Я не спрашивала себя, чему на самом деле хотела бы научиться — ведь для этого нужно было вступать в зону неизвестного, ошибаться, не оправдывать чужих и собственных ожиданий.Тогда я осознала, что живу жизнью, в которой меня считает классной кто угодно, но не я сама. Я была занята тем, чтобы не потерять лицо. Мало того, что я не была особо рада — я еще и стремилась изничтожить любого, кто поставит под угрозу мой статус.
А всё из-за убеждения, что у меня или есть талант, и тогда меня ждет любовь и признание, или его нет — и если это обнаружится, то жизнь ой всё.
Я никому еще об этом не рассказывала, но решительно написала об этом в своей книге, потому что это заблуждение о таланте очень распространено.
А связано оно с тем, как мы себе представляем мозг: нечто вроде часового механизма, с которым ты рождаешься и с ним же умираешь. И если тебе повезло — то механизм классный. А если нет, то он испорченный — и это навсегда.
Такой взгляд на способности и мозг попросту антинаучен. Он противоречит биологии мозга.
Сегодня
ученые называют «врожденными способностями» не талант, а потенциальные навыки, для развития которых в нашем организме всё есть — и им нужна среда и реализация для того, чтобы они проявились. То есть способности к ему-либо — это динамический параметр, зависящий от того, как организована ваша жизнь и чем вы заняты, а не от «Божьего дара».
Если Бог что-то и подарил человеку — так это супер сложный мозг, который способен на бесконечное обучение и генерирование креативных решений. Остальное зависит от того, как этот мозг используют.
Чуть подробнее об этом можно прочитать в отрывке из моей книги «Homo Mutabilis». Я его переписала и сократила специально для «Ножа», и получилась статья «
"Талант — вот что круто, а упорная учеба — удел посредственностей". Как вера в прирожденные способности и боязнь ошибок мешают нам развиваться».
P.S. Я наткнулась на концепцию об «установке на данность» и «установке на рост» американской психологини Кэрол Дуэк уже после того, как глава про одаренность в моей книге была закончена. Я тут же добавила в свой текст оммаж ей. Но тот факт, что те же идеи пришли мне в голову исключительно на основании моего опыта борьбы с собственным статус-кво — делает их для меня более ценными.
#homo_mutabilis #травкина_обомне #травкина_мозг #травкина_статьи