Size: a a a

2018 August 17
Колезев
Вот эта история может очень сильно повлиять на рынок рекламы - если компаниям разрешат так свободно продавать данные о пользователях третьим лицам, рекламщики пустятся  в пляс. Покупаешь ты, например, в аптеке таблетки от сердца, эти данные ушли по цепочке к рекламной платформе и та сдала тебя производителю-конкуренту, который тут же именно тебе сообщит что его лекарство вернёт тебе молодость. А как нас будут доставать звонками: здравствуйте, у вас  через месяц закончится ОСАГО, мы продадим новое на целых 2% дешевле! И сейчас, конечно, звонят, но тогда это станет гораздо легальнее. https://m.vedomosti.ru/technology/articles/2018/08/17/778398-kontrol-personalnimi-dannimi
источник
Колезев
Дел будет больше, а резонанса меньше. (Именно публичный резонанс — то есть наша с вами активность — вообще привел к самой идее пересмотра одиозной 282-й статьи). Все-таки, уголовки лепить — надо немного напрягаться, плюс эти все публичные судебные процессы, мерзкие журналисты и надоедливые адвокаты, бррррр. А закатать на 15 суток — никто и не заметит. Огласки не будет. Все привыкли. Доказывать ничего не надо. Экспертиз никаких не надо. Рапорт, «нет основания не доверять сотруднику полиции» — и вперед, спецприемник ждет.

Так выглядят оттепель и либерализация в России в 2018 году.

https://www.facebook.com/leonid.m.volkov/posts/1906052602750697?__tn__=-R
источник
Колезев
Кусочек конспекта из моего подкаста про борьбу с «экстремизмом» (точнее, с hate speech):

Давайте посмотрим, какая практика по такого рода преступлениям есть в других странах, как там наказывают за hate speech.

Франция. Во Франции в УК существуют статьи о богохульстве, но, насколько известно, по ним никто давно не привлекался. В 1990 году принят Акт Гайссо, который запрещает отрицание Холокоста или преследование людей по расовым, религиозным или национальным мотивам — за это можно получить до 5 лет тюрьмы или штраф в 45 тысяч евро. Кроме того, в уголовном кодексе есть статьи, запрещающие клевету и оскорбления в адрес национальных или религиозных групп.

По этому закону во Франции нередко преследуют или пытаются преследовать довольно известных людей. Например, в 1989 году суд рассматривал дело о запрете книги Салмана Рушди «Сатанинские стихи», которая разозлила мусульман (книгу не запретили). В 2006 году пытались привлечь к ответственности редактора Шарли Эбдо Филиппа Вала, но суд оправдал его.

В 2012 году суд приговорил к штрафу в 15 тысяч долларов актрису Бриджитт Бардо, которая не раз выступала с националистических позиций. В своем письме министру внутренних дел Николая Саркози она критиковала обычай жертвоприношения на мусульманских праздниках.

В Германии за «подстрекательство к ненависти» грозит до пяти лет тюрьмы. В том числе по УК Германии за это наказывают даже тех, кто занимается подстрекательством за пределами Германии, если это возымело действие внутри страны. 30 июня 2017 года в Германии признана уголовным преступлением hate speech в социальных сетях. При этом часть ответственности возложена на соцсети, которых за отказ удалять hate speech могут оштрафовать до 50 миллионов евро.

Великобритания. В Великобритании существуют несколько законов, карающих за преступления, связанные с оскорблением людей по национальному, религиозному, социальному и т.п. признаку. Наказания предусматривают и штрафы, и лишение свободы. В 2001 году в Великобритании осудили евангелиста Гарри Хэммонда, который вышел с табличкой «Остановите гомосексуализм и лесбиянство». Его арестовали и оштрафовали на 400 фунтов. В 2006 году некоего Стефана Грина арестовали за распространение памфлетов, в которых однополый секс назывался грехом. В 2010 году в Великобритании осудили Гарри Тейлора, который оставил анти-религиозные карикатуры в аэропорту Джона Леннона в Ливерпуле. Его приговорили к шестимесячному заключению, 100 часам обязательных работ и 250 фунтов штрафа. Последнее громкое дело — в апреле 2018 года к 800 фунтам штрафа был приговорен видеоблогер Марк Мичан, который приучил мопса поднимать правую лапку в ответ на фразу «Зиг хайль!».

И наконец США. В США законов о hate speech нет, а конституция, которую американцы соблюдают достаточно жестко, требует защищать свободу слова. Тем не менее, Верховный суд выпускал некоторые акты, которые ограничивали hate speech. Одним из ключевых стало судебное дело 1969 года, когда Верховный суд защитил права члена Ку-Клукс-Клана Клэренса Бранденбурга на свободу высказываний. Бранденбург — один из лидеров ККК Огайо, выступил с речью, в которой говорил об отмщении евреям и неграм и то, что правительство США участвует в угнетении белой расы. Запись попала на местное телевидение, Бранденбурга осудили, приговорив к штрафу и тюремному заключению. Дело дошло до Верховного суда в 1969 году, но тот постановил, что человека можно наказать, только если его слова вызвали «неизбежные незаконные действия» или «очевидную угрозу». С тех пор суды США придерживаются этой нормы. Кстати, неплохая идея — обращать внимание на последствия, которые вызвали те или иные действия.
источник
Колезев
Тяжело жить в глобальном мире: где-то там в Турции суд не отпустил какого-то пастора (про которого я толком и не слышал), а мы из-за этого станем еще чуток беднее https://t.me/Bell_daily/17
источник
2018 August 18
Колезев
Вчера Навальный набросился на «Ведомости» (причём как-то очень уж эмоционально), и вот Юрий Сапрыкин пишет: https://www.facebook.com/698449866/posts/10157713899874867/
источник
2018 August 19
Колезев
Вчера залпом посмотрел пять серий «Касл-рока» — сериал во вселенной Стивена Кинга, спродюсированный Джей Джей Абрамсом и самим Кингом.

Очень удачный, очень рекомендую. Вообще, из современных популярных беллетристов Кинг кажется самым выдающимся, и с Абрамсом у них случилась прямо-таки симфония.

А сеттинг такой, что русскому зрителю будет очень понятен: маленький городок в глуши, где нет почти никакой работы, и градообразующее предприятие — это исправительное учреждение (тот самый Шоушенк). Работать туда идут местные парни — необразованные, грубые, бедные. Тюрьма, правда, частная (в США так бывает), но от этого не менее зловещая. Охранники избивают заключенных, администрация сажает неугодных в одиночки к нацистам, а спятивший (или нет) директор — сейчас будет небольшой спойлер — создал в заброшенном крыле личную мини-темницу для единственного заключенного. В России Стивен Кинг бы вдохоновлялся ИК-1 в Ярославле.
источник
Колезев
В выходные дочитал книжечку «Против выборов» бельгийского историка Давида ван Рейбрука. Не книга даже, брошюра, можно осилить за вечер. Главная идея, как ясно из названия, — выборы больше не работают, по всему миру они перестают удовлетворять потребностям и граждан, и правительств. Они делают государства и менее эффективными, и менее легитимными.

Нас (условных «нас» — современных поборников демократии), ван Рейбрук называет «электоральными фундаменталистами». Наша вера в «свободные и честные выборы» стала чем-то вроде религии, хотя полно доказательств того, как выборы могут завести государство совсем не туда.

По Рейбруку, основных причин несколько. Во-первых, сегодня мир слишком отличается от того, каким был после Французской и Американской революций, когда формировались современные парламентские демократии. Организованные политические партии, коммерческие СМИ, социальные сети — всего этого не существовало в тот период, когда отцы демократии задумывали выборы как главный демократический механизм. Во-вторых, есть сомнения, что изначально этот механизм вообще был демократическим. Как считает Рейбрук, в ходе революций мир просто перешел от потомственной аристократии к непотомственной — в которой точно так же «лучшие» правят «прочими». И хотя подразумевается, что в число «лучших» может войти каждый, достаточно посмотреть на почти любые выборы любого уровня, чтобы понять — у обычного гражданина чрезвычайно мало шансов стать членом выборного органа, если он не обладает значительными финансовыми ресурсами, не примыкает к тем или иным политическим группам или не делает партийную карьеру. То есть простым людям вход в парламенты в основном закрыт — нужно быть особенным, избранным, лучшим из лучших. «Что же в этом демократического? — удивляется ван Рейбрук. — Ведь по-гречески аристократия и значит «правление лучших».

(Ван Рейбрук, кстати, отмечает, что в европейских парламентских демократиях появилось явление парламентских династий, когда разные поколения одной и той же фамилии сменяют друг друга в парламенте. Мне остается добавить, что то же самое мы наблюдаем в России, в том числе, например, в Екатеринбурге, где в городскую думу с разным успехом направились сразу несколько сыновей действующих политиков. У одного из них даже есть шанс победить, при том что лично его избиратели и не видят — зато все знают отца-депутата).

Какой выход? У ван Рейбрука есть рецепт: нужно возвращать в демократию алеаторные элементы. Алеаторное — это то, что связано со жребием. Как известно, в Афинах, а позже в Венеции и Флоренции была принята практика, при которой государством руководили органы, составленные из представителей граждан, выбранных случайным образом, по жребию. Ван Рейбрук не предлагает избирать все парламенты генератором случайных чисел, но выдвигает идею по крайней мере пробовать использовать жребий в качестве дополнительного механизма формирования власти.

Не буду пересказывать многочисленные аргументы в пользу этого решения, которое лишь по началу кажется чудаковатым — кому интересно, прочитает в книге. Вслед за ван Рейбруком напомню лишь, что мы и сейчас используем принцип жребия при осуществлении власти — когда отбираем присяжных. И в этом случае почти все согласны, что несколько случайно отобранных граждан (отобранных из предварительно сформированного перечня) могут вынести справедливое решение, глубоко погрузившись в вопрос.

Почему же они не смогут принять такое решение в парламенте? И уж, если говорить честно, разве случайно выбранные люди в любом случае не будут лучше того состава российского парламента, который мы имеем сейчас?

Мне самому, пожалуй, ближе идеи прямой интернет-демократии (которые Ван Рейбрук тоже аргументированно критикует). Но книга любопытная и заставляет по-новому взглянуть на некоторые вещи — рекомендую тем, кто интересуется политикой.
источник
2018 August 20
Колезев
Олег так говорит, будто есть много таких вдумчивых читателей, которые прочитают некролог, а потом ещё полезут в Википедию, а потом ещё, желательно, сядут и подумают обо всем. К сожалению, таких ужасающе мало. Прочитали и побежали дальше. Так что, мне кажется, пересказать кусочек Википедии для СМИ — не грех https://t.me/kashinguru/14372
источник
Колезев
Очень печальная новость: ушел из жизни Виталий Волович https://itsmycity.ru/2018-08-20/umer-hudozhnik-vitalij-volovich
источник
Колезев
Какой прекрасный опрос о теориях заговора у ВЦИОМ:

Две трети россиян (66%) считают, что существует группа лиц, которая стремится переписать российскую историю, подменить исторические факты, чтобы навредить России, приуменьшить ее величие.

Большинство наших сограждан (63%) верят в существование некой организации, которая стремится разрушить духовные ценности, сформированные у россиян, с помощью пропаганды нетрадиционных сексуальных отношений.

В скобках заметим, что это не россияне такие — у американцев, например, тоже вера в теории заговоров сильна, тоже больше 60%. Как я уже писал, людям вообще свойственно верить в теории заговоров. Теория заговоров — это способ просто объяснить сложные события: «Это сделали они».
источник
Колезев
Страшная история в Березовском, городе-спутнике Екатеринбурга. Трое детей завели за гаражи инвалида — 20-летнего парня, с дефектом речи — заставили его раздеться, унижали, а потом забили до смерти.

В петиции на Change.org говорится, что пятеро ребят от 13 до 16 лет гуляли по городу, когда встретили старого знакомого. Ему предложили пройти за гаражи и «попить пивка». Молодой человек был инвалидом из-за дефекта речи, друзей у него не было, и поэтому он с радостью пошел с подростками. За гаражами юношу заставили раздеться, снять крестик и сложить вещи в пакет. После этого подростки повалили инвалида на землю, стали на него плевать и мочится, потом избили. Один из подростков прыгал на голове у юноши, отчего тот вскоре скончался. Все происходящее на камеру смартфона снимала 13-летняя девушка. После инцидента все пошли по домам. На допросе подростки утверждали, что приняли юношу за наркомана и решили с ним расправиться.

Change.org говорится, что пятеро ребят от 13 до 16 лет гуляли по городу, когда встретили старого знакомого. Ему предложили пройти за гаражи и «попить пивка». Молодой человек был инвалидом из-за дефекта речи, друзей у него не было, и поэтому он с радостью пошел с подростками. За гаражами юношу заставили раздеться, снять крестик и сложить вещи в пакет. После этого подростки повалили инвалида на землю, стали на него плевать и мочится, потом избили. Один из подростков прыгал на голове у юноши, отчего тот вскоре скончался. Все происходящее на камеру смартфона снимала 13-летняя девушка. После инцидента все пошли по домам. На допросе подростки утверждали, что приняли юношу за наркомана и решили с ним расправиться.

Детям 14-16 лет. Одного арестовали, другие под подпиской. Один из них при этом уже имеет судимость (когда успел?..). В городе люди выходят на улицу, требуя расследования преступления. В соцсетях призывают к самосуду. Мрак.
источник
Колезев
Как передает корреспондент 66.RU, в центре Берёзовского собрались около 50 человек (в осносном — мамы с детьми), некоторые из них пытаются собирать подписи за проведение митинга за объективное расследование и жесткое наказание для убийц 20-летнего инвалида, которое произошло в начале августа.

В какой-то момент на месте появились полицейские и запретили сбор подписей, апеллируя к 54-му федеральному закону.
https://66.ru/news/society/214412/
источник
Колезев
СК сообщил, что задержал всех подростков, участвовавших в убийстве в Березовском. Сначала задержали лишь одного, после возмущения людей остальных.
источник
Колезев
(Кстати, Навальный, оказывается, Znak в твиттере заблокировал — я уж даже не знаю, за что)
источник
Колезев
Интересно, как Навальный последовательно отсекает от себя тех, кто теоретически ему симпатизирует, но при этом не может похвастать исключительной принципиальностью. Журналисты, Гудков, Собчак, системные либералы и т.п.

И с одной стороны кажется, что такой максимализм — это путь в никуда: группа поддержки будет все уже, ядро сторонников все меньше и плотнее, и скоро Навальный и ФБК окончательно превратятся в небольшую политическую секту, члены которой всех вокруг считают мурзилками, негодяями и слабаками (возможно, справедливо).

Лучше бы, конечно, как Ходорковский — сказать, что не время ссориться, сейчас нужно забыть о разногласиях, объединить усилия, сначала победить кровавый режим и т.п. И в целом мне, человеку малоконфликтному, компромиссный подход Ходорковского намного симпатичнее.

Но какая стратегия окажется эффективнее?

Ведь был же у нас Владимир Ильич Ленин, который даже в своей небольшой социалистической партии то и дело использовал именно сценарий раскола: отсекал неортодоксальных сторонников, громил приверженцев полумер, отказывался идти на всякие компромиссы.

И что в итоге? Сорвал куш, неожиданно взяв власть с небольшой кучкой своих преданных сторонников.

Нет, мне не вовсе хочется, чтобы Навальный стал новым Лениным. И вряд ли он им станет. Но Навальный для себя прав в том, что вождь революции вряд ли может идти на компромиссы — не его это роль.
источник
Колезев
Одно из законодательных ограничений в медиа заключается в том, что СМИ не могут давать информацию, указывающую на личность как несовершеннолетних жертв преступлений, так и несовершеннолетних преступников (или подозреваемых). Считается, что это нужно, чтобы защитить права-детей (пусть и преступников).

Нельзя указывать не только ФИО, но и любые сведения, которые могут указать на личность ребенка. Ребенок должен оставаться анонимом.

Не сказать, что это совсем лишено логики — наверное, бывают случаи, когда такая защита необходима. Но, например, сейчас в истории с березовскими детьми-убийцами получается нелепица: весь город знает имена детей, совершивших зверское преступление, во всех соцсетях опубликованы их имена, телефоны и даже адреса проживания (что, конечно, плохо). Но СМИ вынуждены дуть на воду, как бы случайно не разгласить личность подозреваемого ребенка-преступника.

Впрочем, бывают ситуации, когда такая норма вообще не может работать — например, сюжет с сестрами Хачатурян, убившими своего отца. Одна несовершеннолетняя, две другие совершеннолетние; как можно рассказать их историю, не раскрыв личность третьей дочери? Бессмыслица.

(Вообще, думаю, если человек достиг возраста, когда наступает уголовная ответственность, то и имя его вполне может фигурировать в СМИ).
источник
Колезев
А теперь дружеская #реклама:

На просторах телеграма мало реальной аналитики, а, как известно, любой дефицитный товар всегда в цене. Отрадно, что ребята из @okolokremlya понимают это и стараются держать марку, не скатываясь в спекулятив и эмоции.

Продолжайте в том же духе, за вами интересно наблюдать. Кстати, кто еще не подписался, рекомендуется: https://t.me/okolokremlya
источник
2018 August 21
Колезев
Второй день думаю об этом чудовищном случае в городе Березовском, где подростки убили инвалида. Не просто убили, а сначала издевались над ним, затем забили до смерти: прыгали на голове, пока у парня не сломался кадык и не выпали глаза.  А потом просто разбежались по домам. И выложили видео в интернет.

Это не укладывается в голове: как обычные, в общем, дети дошли до такого. Что было у них в головах, что с ними случилось? Что вообще случилось с нашим обществом, раз такое стало возможно?

Обязательно почитайте репортаж моего коллеги Антона Юлаева из Березовского.
источник
Колезев
Михаил Идов снял Монеточке клип про 90-е. https://www.youtube.com/watch?v=n4h-WpSsXVw
источник
2018 August 22
Колезев
В «Коммерсанте» прекрасная (на самом деле ужасная, конечно) история про то, как охранявший «авторитетного бизнесмена» Дмитрия Павлова сотрудник Росгвардии вместе с коллегами-ЧОПовцами попал в перестрелку в «Москва-сити» из-за неправильно припаркованного «Мерседеса» (вроде как экс-акционера «Вимм-Билль-Данна» Гавриила Юшваева). Перестрелке якобы предшествовало то, что охранники оскорбляли оппонентов, плевали в них и демонстрировали оружие.

В результате один ЧОПовец был убит, а сотрудник Росгвардии Дмитрий Якобсон (ветеран Чечни) получил тяжелое ранение в живот. Теперь СК предъявил ему обвинения в хулиганстве. Спикер Росгвардии Александр Хинштейн говорит, что все было не так и Якобсон, наоборот, пытался предотвратить побоище.

Но сама история потрясающая, конечно. 2018 год, центр европейского мегаполиса, шикарный ресторан в современном небоскребе. «В 90-е убивали людей и все бегали абсолютно голые», ага.
источник