Сегодня первую половину дня по рабочей надобности провел в пригороде Екатеринбурга — проехал по одному из популярных «коттеджных» направлений. Впрочем, сегодня уже трудно найти направление, которое можно было бы назвать непопулярным. За последний год Екатеринбург оброс пригородами. На многие квадратные километры протянулась субурбия — тысячи одноэтажных домиков с небольшими участками.
За последние годы отношение к загородному жилью изменилось. Раньше загородный дом был либо скромной дачей, либо дорогим навороченным коттеджем, дополнявшим богатую городскую квартиру. Теперь множество людей покупает небольшие одноэтажные дома в качестве альтернативы городскому жилью. За 3-4 миллиона можно купить или небольшую квартиру ближе к центру Екатеринбурга, или скромную двушку на окраине, или же — отдельный дом метров на 80-90 со своим небольшим участком. При всех минусах последнего варианта (слабая инфраструктура, дольше добираться, больше забот о содержании жилья, дороже ипотека) все больше людей делают выбор в пользу именно такого жилья.
Если честно, я удивился масштабам этого явления. Когда едешь просто по трассе, этого не понимаешь. А съедешь с нее — ого! Дома строятся гигантскими полями, за считанные месяцы вырастают гектары нового жилья. Разговаривал с людьми, которые занимаются продажей такой недвижимости. По их словам, из-за пандемии случился резкий всплеск спроса, пришлось выставлять на продажу сотни незапланированных участков, срочно тянуть к ним дороги и сети. По их словам, сейчас сложился дефицит недорогого загородного жилья, люди буквально вырывают друг у друга свободные дома. Соответственно, цены растут, но желающих все равно много.
Важный фактор — «дачная амнистия», которая фактически сняла административные барьеры для строительства и легализации загородного жилья. Насколько я понимаю, это редкий случай, когда государство просто отошло в сторону и сказало собственникам: обустраивайтесь, мы вас не трогаем. И рост идет бурно.
Местами все это выглядит диковато. Обратная сторона либерализма — изрядная хаотичность. Кроме того, почти наверняка остро встанет вопрос дефицита социальной инфраструктуры, не предусмотренной никаким планированием. Пока что на этот запрос во многом отвечает малый бизнес. Например, вместо одного большого детского сада открываются десять частных садиков в обычных коттеджах.
Все это в совокупности — интереснейший феномен. Рождается какая-то новая прослойка российского общества, прослойка малых собственников из пригородов крупных городов. Складывается новая, непривычная для России культура массовой пригородной (не деревенской!) жизни. Она далеко не всегда идиллическая, это вовсе не стриженые лужайки и бассейны; это и конфликты между соседями, и очереди в деревенские алкомаркеты, и перегороженные управляющими компаниями дороги, и много чего еще. Но и хорошего, правильного там много. Интересный мир, требующий внимания и осмысления.