Директор ФБК Иван Жданов вчера
опубликовал постановление суда, отправившего Алексея Навального за решетку. Сам он называет это решение «просто невероятным», так как оно не имеет адекватных ссылок на закон. Постановление ссылается на статью 46 УИК РФ, которая не может применяться в данном случае, считает Жданов. Примерно об этом же пишут
Сергей Пархоменко и
Михаил Фишман (не юристы, журналисты): решение незаконное.
В
статье 46 Уголовно-исправительного кодекса есть пункт 4, который вроде бы подходит:
«Скрывшийся с места жительства осужденный, местонахождение которого неизвестно, объявляется в розыск и может быть задержан на срок до 48 часов. Данный срок может быть продлен судом до 30 суток».
Вроде — вот оно. Вот и продлили на 30 суток. Но штука в том, что статья 46 называется «Ответственность за нарушение порядка и условий отбывания исправительных работ и за злостное уклонение от их отбывания». Из чего следует, что она применяется лишь к тем, кто осужден на исправительные работы.
Как я понимаю, в законодательстве есть странная лакуна: там, действительно, нет оснований задерживать условно осужденного, который нарушает условия наказания (например, сбежал). Можно в отсутствии осужденного провести заседание суда и принять решение об применении наказания в виде реального срока заключения под стражу — вот тогда преступника можно поймать и посадить, уже есть решение суда. А до этого момента таких прав у ФСИН или полиции нет. Звучит это странно: если человека осудили на исправительные работы и он скрылся, его можно задерживать, а если осудили на условный срок и он скрылся, то нельзя. Почему? Может быть, в этом есть какая-то логика, я не знаю. Но вот так сказано в законе.
(Впрочем, оговорюсь: я, конечно, не юрист, я могу ошибаться. А Иван Жданов все-таки юрист ФБК, а не независимый эксперт. Я сегодня еще поговорю со знакомыми адвокатами, чтобы узнать их мнение. Если вы знаете уголовное право, можете написать мне на
@kolezev_bot ваше мнение, я буду благодарен).
(UPD: Вот что пишет Павел Чиков
на эту тему.)
Во всей это истории меня удивляет еще вот что. У силовиков было много разных способов поместить Навального в СИЗО куда более очевидными способами. Мне кажется, самый простой — предъявить ему обвинения по части 4 статьи 159 УК РФ по уже возбужденному
делу о хищении пожертвований ФБК. Почему этого не сделали? Почему выбрали экзотический способ сажать «через ФСИН»? Это загадка. Может быть, «так получилось», может, дело в какой-то ведомственной интриге — не знаю.
Разумеется, считаю, что в любом случае Алексей Навальный преследуется и находится в заключении по политическим причинам, он должен быть освобожден, и это принципиальное дело, касающееся каждого в России.