Депутаты Елена Ямпольская и Александр Жуков вместе с сенатором Алексеем «Высмеял» Пушковым сегодня внесли в Госдуму
законопроект, который запрещает отождествлять СССР и Германию в контексте Второй мировой войны, а также отрицать «решающую роль советского народа в разгроме нацистской Германии и гуманитарной миссии Союза ССР при освобождении стран Европы».
Во-первых, я напомню, что
повод для появления этого закона был курьезный. Елена Ямпольская прочитала популярную книжку по саморазвитию «Тонкое искусство пофигизма», нашла там вскользь брошенную фразу о том, что «поначалу Советы были похлеще нацистов», пересказала ее президенту и добилась от того поддержки инициативы законодательного запрета на отождествление роли Германии и СССР. То есть первым делом после принятия этого закона запретят книжку «Тонкое искусство пофигизма», серьезно. Приготовьтесь.
Во-вторых, посмотрим сам текст закона. В первую очередь предлагается запретить, извините за громоздкую цитату, «отождествление целей, решений и действий руководства СССР, командования, военнослужащих СССР с целями, решениями и действиями руководства нацистской Германии, командования, военнослужащих нацистской Германии и стран оси, которые были установлены приговором Международного военного трибунала для суда и наказания главных военных преступников европейских стран оси (Нюрнбергского трибунала)…».
Тут надо напомнить, что
приговор Нюрнбергского трибунала — это 200 страниц, где подробно описаны действия гитлеровской Германии начиная с 1930-х годов и заканчивая 1945 годом. Допустить случайное отождествление с какой-нибудь строчкой в этом приговоре более чем реально, особенно учитывая подход наших экспертов, следователей и судей.
Ну, навскидку, подумаем: попадет ли под действие нового закона фраза
«И Гитлер, и Сталин стремились к захвату мира»? Вполне вероятно. Вы можете с ней не согласиться, но это довольно часто звучащий тезис, и в его поддержку можно найти немало подтверждений. Или возьмем более узкий пример: как новый закон будет трактовать фразу
«И Гитлер, и Сталин стремились присоединить к своим странам земли Польши»? Вполне вероятно, что и это должно трактоваться как «отождествление», но такое стремление подтверждается не только секретным протоколом к пакту Молотова-Риббентропа, но и историческими действиями СССР в 1939 году.
Еще сложнее с пунктом об отрицании «решающей роли советского народа» и «гуманитарной миссии Союза ССР при освобождении стран Европы». Вероятно, это чтобы пресечь разговоры об «оккупации» Советами стран Восточной Европы и публикации о случаях преступного поведения советских солдат и офицеров на освобожденных землях. Но это может поставить под запрет едва ли не все западные книги по истории Второй мировой войны, потому что многие из них так или иначе касаются этих вопросов.
Наказаний за нарушение нового закона пока не предложено. Впрочем, у нас уже есть статья УК о реабилитации нацизма, куда несложно добавить еще пару строчек. Соавторы законопроекта
заверяют, что он не повредит исторической дискуссии и не мешает обсуждать частные случаи и отклонения от общего вектора. Но я в этом не уверен.
В целом внесение нового закона — дешевый способ продемонстрировать заботу о сохранении исторической памяти. Дешевый в буквальном смысле: на выплаты российским ветеранам в этом году нашлись жалкие 330 млн рублей, им
выплатят в 8,5 раз меньше, чем в Узбекистане и в 17,5 раз меньше, чем в Казахстане. А запреты — это бесплатно. И потом можно бить себя в грудь по телевизору и говорить, что мы нашу Победу никому не отдадим.
P.S. Книги Виктора Суворова-Резуна почти наверняка попадут под запрет.