В правительстве вновь на весьма высоком уровне (целый вице-премьер высказался!)
поднимается тема укрупнения регионов. И даже более того — отказа от привычного с советских времен административно-территориального деления. 85 субъектов для страны — слишком много, считает зампред правительства Марат Хуснуллин.
Тема эта сложная и многогранная, не зря периодически ее поднимают чиновники и политики разных уровней. В 2000-е годы в стране прошла волна «слияний и поглощений» одних регионов другими, но с тех пор все слухи о новых объединениях остаются слухами. При определенных выгодах тут возникает много сложностей и рисков. Среди них — возможное недовольство населения (вспомним, как недавно от объединения с Архангельской область отбрыкался Ненецкий автономный округ), и протесты элит, и риск появления губернаторов-супертяжеловесов, у которых под контролем окажется слишком много ресурсов. Вообще, массовое объединение регионов — это запуск процесса с таким множеством неконтролируемых последствий, что браться страшновато.
С 2000 года существует двойное региональное разделение — на субъекты РФ и на федеральные округа. Последние по сути и являются такими супер-регионами, но это объединение до сих пор больше виртуальное.
Отдельно порадовало то, как Марат Хуснуллин аргументирует необходимость объединения регионов: ему жалко на них малые регионы своего личного (а еще президентского) времени. Цитата: «У нас есть ряд регионов, которые не в состоянии ничего выполнять. Но это губернаторы, у каждого аппарат, он приходит ко мне на встречу, приходит к президенту, занимает наше время. Поэтому я считаю, что нужно укрупнять регионы».
Ходят, понимаешь, эти губернаторы-нищеброды, отнимают время уважаемых людей, надо бы укрупнить их всех к чертовой бабушке. Не для того мы в вице-премьеры шли, чтобы всякими урюпинсками заниматься.
Звучит, впрочем, и другая аргументация — во многом философская. Виноваты ли жители Курганской области, что у них нет нефти, а в соседней Тюменской области есть, вопрошает вице-премьер. Давайте же объединим эти регионы, чтобы все были одинаково богатыми (точнее, одинаково бедными). Но вроде бы федеральный центр давно ответил на этот вопрос выравниванием бюджетной обеспеченности. То бишь все регионы сливают излишки в московский котел, а из московского котла тоненькими струйками деньги отправят обратно — бедным побольше, богатым поменьше. Если укрупнять регионы — надо поднимать вопрос об их большей финансовой независимости от центра. Но это, опять же, политические риски потери управляемости. В общем, «все сложно».