Посмотрел презентационный ролик Собчак, запись пресс-конференции, интервью Дудю. Сделал заметки на полях.
1. Так и не услышал для себя ответа на вопрос: зачем собственно голосовать за Собчак? Окей, мне близки некоторые вещи, о которых говорит Ксения, я разделяю какие-то ее ценности. Но что мне даст голос за нее? Побеждать она точно не собирается, такой сценарий даже не рассматривается. Путин увидит, что Собчак поддержало не 8%, как Прохорова, а целых 12%, и начнет либеральные реформы — или что? Хочется ясности, ответа на вопрос «зачем все это» для избирателей. А то 18 марта проще остаться дома.
2. Пока совершенно не ясно, из чего будет состоять кампания. Формула Навального, например, — это расследования + митинги (и административные аресты в качестве бесплатного бонуса от властей). Что будет включать в себя кампания Собчак? Анонсированы экспертные тусовки в московском штабе, но зачем и для кого они? Зачем нужны эти дискуссии, если кандидат не собирается выигрывать и программа ему все равно не нужна? Дискуссия ради дискуссии? Но чем это отличается от тысяч статей и постов в фейсбук/телеграм, которые и без того пишутся журналистами и экспертами всех мастей?
3. С одной стороны, Собчак может быть привлекательна своей нерадикальностью: она, типа, умеренный либерал-«эволюционер». Но одновременно в стартовом ролике произносится фраза «За что бы они не выступали — мы против». То есть, против вообще всего? Строительства детских садов, модернизации сферы госуслуг, развития городской среды в крупных городах и т.п.? Какой-то немного детский нигилизм получается.
4. Можно сколько угодно шикать на журналистов, что «никаких доказательств связей с Кремлем нет», но от образа «внештатного агента Кремля» ((с) Удальцов) придется очищаться делом. Интересно, как Ксения будет демонстрировать, что она — не мурзилка? И поверят ли? Вот если завтра у Собчак случится какой-нибудь обыск, как это будет воспринято? Как доказательство ее настоящей оппозиционности или как очередной спектакль?
5. Авдотья Смирнова в штабе — это интересно. Да, понятно: общественная деятельность, работа с инвалидами, инклюзивные практики и все такое. Но все же вертится вопрос: Чубайс — главный спонсор проекта?
6. Ксения заявляет, что не будет брать денег у бандитов и у Кремля. В этом смысле интересны критерии чистоты денег. В АП, думаем, чемоданы денег никто не хранит — если проект и будет поддерживаться из Кремля, то через лояльных бизнесменов. Анатолий Чубайс, например, — он по какую сторону от кремлевской стены? Считаются его деньги кремлевскими или нет?
7. Фразы «Я буду всеми силами добиваться того, чтобы Навального зарегистрировали» и «Если Навального зарегистрируют, я снимусь с выборов» превращаются в «Я буду всеми силами добиваться того, чтобы сняться с выборов», и поэтому кажутся абсолютным лукавством.
8. Собчак говорит, что ее поддержит бизнес. Не очень понятно, зачем это может быть бизнесу — только если его не попросят, откуда надо. Что дает инвестиция в Собчак? Надежду на изменение к лучшему? Но тут см. п. 1. Представьте, что вы — бизнесмен средней руки, который считает каждую тысячу рублей. Зачем вам вкладывать деньги в кампанию Собчак?
9. Предложение первым делом разогнать Госдуму, на мой взгляд, — диктаторское (даже принимая во внимание, что оно никогда не будет исполнено).
Мне как избирателю базовой кажется проблема первого пункта: непонятно, зачем вообще все это надо. Чтобы появился какой-то смысл, можно было бы объявить об игре в долгую: мол, понятно, что Путина сейчас не победить, но мы начинаем большую кампанию, которая выльется в создание партии после марта 2018 года. Потом — многолетняя работа, выборы разных уровней и в конце концов реальная борьба за президентский пост в 2024 году. Тут бы еще могло появиться впечатление, что кампания Собчак имеет какой-то смысл.