И.В. Синова, «Жизнь по «желтому» билету.
Если за что и уважать Российскую империю, кроме как за архитектуру, так это за то, что она хотя бы, в отличие от советской империи, не отрицала секс на своей территории. Смотреть в глаза нуждам (или что там у нужд?) своего населения, мнимым, а не ложным – это для страны настоящий подвиг. Например, населению нужен секс. Проблема в том, что сифилису, как инфекционному заболеванию, секс между населением тоже нужен. Сифилис, напомню, был бичом XIX века также, как, скажем, холера. Чего уж там, если в Османской империи единственная переведенная европейская книга была про лечение сифилиса.
Собственно, именно его эпидемия и вынудила Россию, православное государство, легализовать проституцию. И (немного) желание быть «как Европа». Так в конце XVIII века, решением Екатерины II открываются бордели «на французский манер».
Ну, лиха беда начало. Следом за борделями начали открывать лечебные заведения для проституток, а потом и для их клиентов. Солдат замеченных в пользовании услугами проституток и заразившихся сифилисом сперва секли, потом лечили.
Постепенно рождается инфраструктура индустрии.
Следом за инфраструктурой рождается семиотика: Павел I вводит жёлтый цвет одежды, как цвет проституток. Одно за другим и вот у нас уже даже появляются особые врачебно-полицейские институты для контроля за проблемой.
Вообще, проституция была не только российской бедой, мы плелись в хвосте Европы, слишком уже не склонный к зауживанию профессионализации народ. Россия – страна сезонная, исторически. Ложимся плашмя поздней весной и ранней осенью разгибаемся, сообразно посевному календарю.
Всё остальное время надо что-то делать, кроме того, что лежать на печи и есть калачи. Вариант – лежать на печи и торговать пельменем. Привычка въелась в ген и даже после переезда в город (относительно массовая миграция в города приходится как раз на XIX век, гибель крепостного права и так далее) практика совмещать деятельность сохранялась. Например, можно было быть проституткой и подрабатывать горничной или модисткой.
В Европе профессионализма было побольше в силу древности профессии. Только древние германские племена отличались высокой нравственностью. Женщин ценили как высокоодаренных существ и даже давали им роли судей.
А так, в остальной Европе, начиная с греков, было всё хуже. Женщина была для секса и, если повезёт, для продолжения рода. Секс мог быть с религиозным оттенком, например, при некоторых древнегреческих храмах селились проститутки.
Это было неплохо. Потому что блудить можно было не только законно, но и морально. Плюс, проститутки платили налоги. В Финикии вообще можно было выйти замуж только после небесплатного ритуального секса со жрецом.
В этом смысле появление жёлтого билета в Европе и России, как документа, подтверждающего право на занятие проституцией выглядит даже полумерой. Есть билет – значит здорова, прошла осмотр и в воскресенье причастилась после службы.
К сожалению, жёлтый билет, как изобретение государства (то есть как любое его изобретение) служил ограничению прав граждан. В нашем случае его часто выдавали в обмен на паспорт. То есть быть проституткой тогда в России было почти как сейчас быть гастарбайтером. Разумеется, паспорт никто не возвращал, пока девушка не рассчитается с работодателем за дополнительные услуги – жильё, еду и прочее. Задача почти не реальная. Подробнее почитайте у Куприна в «Яме».
Кстати, там же описаны основные «точки» проституток, такие, как Александровский сад.
По таким «точкам» сейчас мог бы получиться интересный прогулочный маршрут.