История с украинским трафикообменником Lentainform, выкачивающим через мошеннические схемы деньги и информацию из крупнейших отечественных федеральных СМИ, становится все более резонансной.
Глава Антиглобалистского движения России и участник организации "Антимайдан" Александр Ионов
обратился в Генеральную Прокуратуру с просьбой проверить украинскую Lentainform на предмет соответствия закону об иноагентах. По устоявшейся традиции, если Ионов жалуется на кого-то в компетентные органы — он оказывается прав (по его заявлению уже заблокировали Медузу, и Важные истории). Странно только, что делом занимаются исключительно общественники — не подай Ионов заявление в ГП, кто знает, как скоро бы правоохранители заинтересовались мошенниками из незалежной.
Lentainform — часть украинской компании MGID в РФ, главный офис которой расположен в Киеве. Помимо этого, филиалы фирмы имеются также в США, ЕС и России (о последнем, впрочем, они не очень охотно распространяются на родине).
Обманывали своих российских коллег в Lentainform по заветам Н.В. Гоголя — продавали госсми "Мёртвые души". Посетители сайтов переходили по кликбейтным ссылкам и попадали на транзитную страницу, с которой выбирали интересующие их материалы. Однако, если в нормальных сервисах транзитное окно после перехода попросту закрывается, то у Lentainform оно аккуратно "пряталось" на фоновой вкладке и с определённой периодичностью открывало сайты заказчиков. Таким образом они накручивали своим контрагентам "живой" трафик. Так как все посещения совершались из браузера пользователя, отследить их подложность невозможно. В итоге все оставались довольны — российские СМИ получали хорошую отчетность, а украинские мошенники — деньги и много ценной информации. Последнюю удаётся выудить благодаря особенностям языка JavaScript, на котором написан код сервиса. он позволяет получать c каждого сайта сведения о том, кто и какие новости читал, что вызвало в конкретном тексте его особый интерес, где он живёт, какое устройство использует и т.д. При должной сноровке все эти данные можно использовать при составлении чуть ли не психологического портрета человека, впоследствии грамотно преподнося ему "нужные" идеи через всю ту же тизерную рекламу.
А кто же будет дергать за ниточки? Глава MGID Сергей Денисенко — весьма интересный кадр. Коммерсант является ярым русофобом и сторонником майдана. Когда вся заварушка в Украине только началась — он писал гневные посты в Facebook, называя Россию фашистским государством и предрекая скорое появление бандеровцев в Белгороде, одновременно с этим кичась тем, что он финансирует АТО. Что ж, гадалка из него получилась не очень, зато мошенник более-менее. По сути, Lentainform в России — чёрный ящик, администрируемый из недружественной нам Украины. Учитывая, кто стоит во главе компании, есть ли хоть какие-то сомнения, что полученные деньги и данные использовались, используются и будут использоваться против интересов России?
До сих пор остаётся много вопросов, как украинская компания вообще смогла пробиться на российский рынок. И вопрос тут не только в пресловутой идеологии — большинство российских СМИ, с которыми сотрудничает Lentainform, находятся под украинскими санкциями и не работают в Украине. Стоит ли объяснять, что на родине для главных бенефициаров компании это должно было обернуться серьёзными проблемами, однако судя по всему Lentainform просто плотно сотрудничает с СБУ и сливает им данные российских пользователей российских СМИ.
Произошедший скандал — демонстрация полной некомпетентности сотрудников отделов безопасности крупнейших отечественных федеральных СМИ. С десяток изданий, финансируемых из госбюджета, фактически кормили (а некоторые и продолжают кормить) майданутого бизнесмена из Украины, который, весьма вероятно, исполняя свой "долг" перед родиной, охотно делится украденными данными с "нужными людьми".