
Телеграм получил возможность стать пристанищем почти неконтролируемых источников информации. И дело, конечно, не в публикуемых секретах и сливах, а в том, что эта информация не до конца контролировалась. А этого допустить уже никак было нельзя. Даже вирусно хвалить первое лицо - это уже угроза с точки зрения присматривающих за инфополем чиновников: кто знает, что этот же аноним будет делать завтра на волне своей популярности? Здравицы должны быть плановыми и иметь понятное авторство. История "Бессмертного полка" - пример на годы.
Непорядок стали исправлять двумя привычными способами. Первый - через материальное стимулирование уже засветившихся телеграмеров. Второй способ тоже не отличался оригинальностью, но оказался на редкость эффективным. Поляну стали искусственно расширять количественно. Когда участников уже не 10, а 100, и все они пишут примерно одинаково, то ценность контента очевидно падает. В итоге всё чаще можно слышать - "я уже отписался ото всех и не читаю". Так обычно ослабляют неудобные властные институты, когда они из тесной группы по интересам превращаются в бессубъектные колхозы.
Интересно, что в 2010-2011 годах примерно такими же способами пытались поставить под контроль строптивый ЖЖ. И это в итоге удалось. Правда тогда, люди, отдававшие указания скупать топ-блогеров (например, забытого уже teh-nomad) и ломать топ ЖЖ, проспали тот момент, когда главным в распространении смыслов и мобилизации народных масс стал Твиттер - и все усилия в итоге оказались потрачены впустую. Ну, разумеется, кроме освоенного бюджета. А вывод простой: система в её нынешнем виде (нацеленная на подавление, а не на оптимизацию и креатив) может научиться эффективно (хотя бы через раз) решать локальные задачи, но она напрочь лишена чувства понимания того, как протекают процессы - избитое "под собою не чуя страны" справедливо как никогда.
Ликвидаторы "телеграмной угрозы" не понимают, что, решив свою задачу, они не устранят угрозу как таковую - в итоге выстрелит что-то другое. Сейчас в роли этого "что-то" - YouTube, на базе которого уже создается альтернативное ТВ. А его потребитель - молодая и активная аудитория, которая последние 15 лет, начиная с эпохи первого майдана, находилась в зоне особого внимания Кремля. И когда мир Телеграма будет задушен в крепких околовластных объятиях, окажется, что тушить пожар уже придется на других площадках. И ситуация снова пойдет по кругу, когда одни будут всегда впереди, а другие - всегда сзади.