Size: a a a

2018 October 09
СССР
источник
СССР
Первый поезд в Алма-Ате.
19 июля 1929 года. СССР.
Поезд прибыл к перрону.
Впереди плакат с изображением строителей Турксиба и надписью: "Есть Алма-Ата. Даешь Сибирь."
Фотограф: Аргунов. #фото
источник
СССР
Первый поезд в Алма-Ате.
19 июля 1929 года. СССР.
Поезд проходит через стилизованную торжественную арку с надписью "1929". #фото
источник
СССР
myussr
Остап Бендер в Казахстане. 4. Турксиб - смычка.

Двигаясь вместе с литером "А" по просторам Казахстана, журналисты Илья Ильф и Евгений Петров достигли-таки вожделенной цели - Смычки Турксиба. Вместе с ними достиг своей Смычки и "Великий комбинатор" - так, напомню, в рабочем варианте назывался "Золотой Теленок".

На Смычке "Восточной магистрали" читателей ждала кульминация романа, Остапа Бендера - честно заработанный нетрудовой миллион, а подпольного миллионера Корейко - некоторое облегчение заветного чемоданчика.

Итак, пока Александр Иванович Корейко в поте лица скромно трудился над составлением табелей в прокаленных солнцем штабных вагонах, которые все время, вместе с Северным укладочным городком, двигались навстречу… Но не будем торопить долгожданные события! Тем более, что им суждено случиться вовсе не на Турксибе, а на "Восточной магистрали".

Как там все было на "Восточной магистрали", не знаю, авторы умалчивают. А на Турксибе фигура табельщика была, быть может, не столь заметной на фоне массовых трудовых подвигов, но весьма значимой в табели о рангах.

После всех социально-экономических экспериментов, в конце 1920-х, в СССР наступил товарный голод. Деньги зарабатывались легче, чем тратились. А все из-за того, что тратить их было особо не на что. В стране ощущался дефицит всего. Для того чтобы как-то обуздать спекуляцию, наряду с использованием привычных репрессивных методов рабоче-крестьянское правительство вынуждено было ввести распределительную систему снабжения населения продуктами первой необходимости. Трудовой элемент получил на руки "Заборные книжки", по которым и получал скудные пайки (нетрудовой "Заборных книжек" не получал и был обречен на подзаборное существование).

Однако были места, где снабжение сильно отличалось от общепринятого по стране. В первую очередь это касалось "ударных строек Пятилетки", таких, как Турксиб. На всем протяжении строящейся трассы была принята следующая норма снабжения для строителей:
"хлеб печеный - 1 кг в день,
мясо - 8 кг в месяц,
чай - 100 гр. в месяц,
сахар - 3 кг в месяц,
*обувь:
сапоги рабочие - 1 пара в год,
ботинки - 1 пара в год, мануфактура - на 9-10 руб. в месяц".


Понятно, что всеми этими благами пользовались лишь те, кто работал. Так что понятна роль скромного табельщика, который имел к распределению трудовых ботинок и сахара самое непосредственное отношение. Другой бессмертный роман, от Николая Васильевича Гоголя, лишь зафиксировал бессмертный метод, с помощью которого "мертвые души" работали (работают и, судя по всему, долго еще работать будут!) во благо вполне живых. Не исключено, что после участия в строительстве Восточной магистрали криминальное состояние подпольного миллионера Корейко увеличилось еще больше. Но - это только версия... #интересно
Остап Бендер в Казахстане. 5. Айнабулак. Смычка всех путей.

Между Сары-Озеком и Уштобе, среди пустынных каменистых гор, находится маленькая станция. Поезда здесь если и останавливаются, то очень ненадолго. Тем не менее, литературное описание этого места сделало его широко известным всей читающей публике Советского Союза. Именно тут произошла та, настоящая Смычка, столь смачно описанная Ильфом и Петровым в очерке, и нашедшая продолжение в "Золотом теленке".

Однако истинное название этого места вряд ли что скажет многим читателям романа. Хотя в истории индустриализации станция "Айнабулак", реально соединившая рельсы Туркестано-Сибирской магистрали, имеет собственное место.

Итак, две бригады строителей, вышедшие навстречу друг другу из двух противоположных пунктов, благополучно встретились. Это произошло 21 апреля 1930 года на безвестной платформе Огыз-Корган. Северный и Южный укладочные городки, на 8 месяцев опередив график в трудовом пролетарском порыве, наконец, слились воедино. Но рельсы сомкнули чуть позже, торжества по поводу Смычки приурочили к Первомайским праздникам. Именно тогда состоялись торжества, собравшие вместе всех героев нашего повествования: реальных, вымышленных, случайных и закономерных. Огыз-Корган, сообразно случаю, получил новое имя и стал Айнабулаком.

Сюда-то, на Смычку Турксиба, и прибыл, наконец, московский литер "А" - с почетными гостями, журналистской братией, Ильей Ильфом и Евгением Петровым. Вот как описывают они все это сами:

"Прибывшие поезда с гостями из Москвы, Сибири и Средней Азии образовали улицы и переулки. Со всех сторон подступали к трибуне, сипели паровозы, и белый пар задерживался на длинном полотняном лозунге: "Турксиб - первое детище пятилетки".

…Тысячи всадников, понукая волосатых лошадок, торопились к деревянной стреле, находившейся на той самой точке, которая была принята еще три года назад как место будущей смычки. Кочевники ехали целыми аулами.

…Турксибовцы праздновали свою победу шумно, весело, с криками, музыкой и подбрасыванием на воздух любимцев.

…Со звоном на полотно полетели рельсы, в минуту они были уложены, и рабочие-укладчики, забившие миллионы костылей, горделиво уступили право на последние удары своим руководителям
".

Это - из очерка. А вот - из романа:

"Прибывшие поезда с гостями из Москвы, Сибири и Средней Азии образовали улицы и переулки. Со всех сторон составы подступали к трибуне, сипели паровозы, белый пар задерживался на длинном полотняном лозунге: «Магистраль - первое детище пятилетки".

…Тысячи всадников, сидя в деревянных седлах и понукая волосатых лошадок, торопились…
".

Ну и так далее и т.п. И опять разница совсем не чувствительная!
#интересно
источник
СССР
"Турксиб - Айнабулак - смычка". Д. Бизюкин забивает "серебрянный костыль" 25 апреля 1930 года. СССР. #фото
источник
СССР
источник
СССР
"Коммунизм - это есть советская власть плюс электрификация всей страны"

На протяжении всей советской истории электрификация оставалась приоритетной задачей. Знаменитую фразу Ленина передавали из уст в уста, печатали на советских марках и агитплакатах. Тема нашла широкое отражение и в советском декоративно-прикладном искусстве.

Эта ваза создана на Ленинградском заводе художественного стекла к 50-летию Октябрьской революции в 1967 году. Автор - эстонская художница Хелле Пыльд - одна из лучших в Союзе... 📷🔻 #фото
источник
СССР
Ваза Ленинградского з-да художественного стекла к 50-ти летию ВОСР. СССР. 1967г. #фото
источник
СССР
источник
СССР
источник
СССР
Главное здание ЦНИИТ (Москва).

Построено в конце 1920-х годов по проекту архитектора Р. Хигера. В плане очертаниями напоминает аэроплан того времени. В середине 1930-х годов здание утяжелено классическим декором.

Архитекторы 1920-х годов постулировали открытость общественных сооружений не только городу и стране, но и миру и космосу. Открытость плоских кровель небу декларировала их готовность включиться в общую систему мироздания. Отсюда вызревали истоки копирования в объёмных и планировочных решениях аэропланов, кораблей, тракторов, звёзды - как символов эпохи. Таковы театр-трактор в Ростове-на-Дону, московские больницы-самолеты у платформы Яуза и на Октябрьском поле, театр-звезда Красной армии на Божедомке...🔻 #архитектура #фото
источник
СССР
"Дом-самолёт" в Лосином острове.
🏠 ✈️
Такую форму имеет здание ЦНИИ туберкулёза... Построено в 1920-х гг. СССР. #фото (дрон - lanasator)
источник
СССР
источник
СССР
источник
СССР
источник
СССР
"Ошибка резидента". А. Андреев (digital). #живопись #стилизация
источник
СССР
Немного продолжу по теме разного- интересного, что рисовали на советских боевых самолётах. Вот любопытная история (wingsover) и хорошие фотографии.
Если помните, то мы периодически касаемся темы:
Змей Горыныч - Ту-22П в Афгане,
"Кулак" и надпись "ННН`Аа" на Р-1 (КВЖД).

История такова: "Иногда всплывают забавные публикации о "коварных американцах, которые закамуфлировали свои самолёты под российские и готовятся к войне". Ещё вспоминают Топ Ган и утверждают, что они всегда затевали какое-то коварство.
Ну а что на это сказать? Молодцы. Правильно. Готовиться надо. И мы готовились.

Тема не особо известная, но и не под грифом. Свои "Агрессоры" были и у нас. С начала 70-х до начала 90-х, на авиабазе Мары, действовал специальный центр подготовки лётного состава. Здесь анализировался и отрабатывался опыт всех локальных войн, Вьетнамской и Ближневосточных. Ветераны "командировок" натаскивали рядовых лётчиков, прибывающих сюда из строевых истребительных полков. Как и американцы, "отыгрывающие" тактику советской авиации, мы пользовались опытом боёв над Ханоем и Синаем, тренируясь в условиях, максимально приближённых к боевым.

"Под американцев" мы конечно не прекрашивались, но отдалённость базы от больших начальников, в совокупности с необходимостью визуальной идентификации, привели к некоторым художественным вольностям. МиГ-29 с "осом" на стабилизаторе, как раз оттуда. АМ - Авиабаза Мары. Белый леопард - эмблема первой эскадрильи "Агрессор". Викинг с дубиной - второй. Печалит отсутствие цветных фотографий. Да и вообще, если тема не попсовая, фотографий всегда мало. Даже пришлось прилепить сюда скриншот из игры🤷‍♂."
Добавим, что автор вдохновлялся материалом из "Мира авиации", 2-94, С. Пазынича.

Да, а пара фотографий с "осами" на килях самолёта это ретро-фото из "лихих" 90-х.
Опасный шмель (или ос) на киле МиГ-29(9-12) из 14-го гвардейского Ленинградского Краснознамённого истребительного полка. Аэродром Жердевка, 1993 год. 📷🔻
ПС: МиГ из самых ранних серий. С фальшкилями, улучшающими штопорные характеристики. Их уже давно не ставят. Рисунок и обозначение АМ остались со времён службы этой машины в составе эскадрильи "агрессоров" ещё в советские времена... #фото #армия
источник
СССР
СЦПЛС авиабаза Мары. Эскадрилья "Агрессор". СССР. 1970-80 годы. #фото #армия
источник
СССР
источник
СССР
источник