Size: a a a

2018 November 12
СССР
myussr
Генрих Иоффе. "Иные времена". Борьба за прошлое - контроль настоящего. 7. "Сто лет будете гадать..."

А Москва бурлила, в центре города - демонстрации, толпы яростно спорящих людей. Несут лозунг «Позор Октябрю!». Активизировалась «Память». На Пушкинской площади прыщавый парень что-то кричит о жидомасонах, о ритуальном убийстве царя. Женщина не дает ему говорить, кроет матом: «Сейчас тебе, б... такая, рожу всю разобью! Чего тебе евреи сделали?!». Рослый мужчина загадочно говорит: «Все вы не туда глядите! Глубже глядеть надо!».

Начались открытые обвинения номенклатурных лиц во взяточничестве. В этом обвиняли даже самого Горбачева! Кажется, это было началом кампании по выявлению компромата, впоследствии просто захлестнувшей страну. На наших публичных выступлениях все чаще задавались вопросы: а каковы были темы ваших диссертаций? а что вы писали раньше? а как вы относитесь к этому теперь? На одной из встреч, где присутствовали В. Солоухин, Г. Рябов, приехавший из США Ю. Фельштинский и другие, почти всех спрашивали об этом. Рябов, который раньше воспевал героическую советскую милицию, а теперь стал монархистом, ответил пушкинскими словами: «Послушный Божьему закону, переменился я...»

Шатров рассказал, что Яковлев говорил с «самим», и «сам» якобы сказал, что «корабль плывет», что мы (т. е. сторонники перестройки) им (т. е. противникам перестройки) «еще навтыкаем». Но никому Горбачев уже «навтыкать» не мог. Вожжи выпадали из его рук. В сентябре Москву поразил «табачный кризис», в киоски за сигаретами стояли длинные очереди. Потом разразился «хлебный кризис»: запертые булочные, тоже длинные очереди, давка у прилавков... Казалось, вот-вот начнутся «табачные бунты», «хлебные бунты». Прошел слух, что грозит эпидемия дифтерита. Паники добавил обмен пятидесятирублевых и сторублевых купюр.

Январь начался многолюдными демонстрациями. 20-го числа чуть ли не вся Москва поднялась, как, бывало, 1 мая или 7 ноября. По Садовому кольцу движения нет. Погода мрачноватая, пасмурная, слякотная. Здание посольства США забаррикадировано тяжеловесными бетонными брусами. Подхода нет. Два каких-то парня все-таки уцепились за решетку, держат плакат: «Буш - цепной пес». Следуем мимо. Над нами плакаты и лозунги решительно антигорбачевские и проельцинские. На Манежной площади море людей. К гостинице «Москва» не подойти, там сплошная толпа. Объявлена минута молчания в память о погибших в Вильнюсе и Баку. То ли с машин, то ли с импровизированной трибуны один за другим выступают ораторы. Афанасьев, Станкевич, Якунин, Гдлян, Черниченко, еще кто-то. Клеймят Горбачева, прославляют Ельцина. Обратно двинулись по улице Герцена, перерытой строительными работами.

В эту зиму и весну Москва стала проваливаться в «мерзость запустения». Темно, улицы завалены снегом, скользко на тротуарах. Пусто в магазинах, продавщицы в несвежих халатах стоят за прилавками, сложив руки на груди крест-накрест. Подскочили цены. Они казались ужасными: колбаса - 13 рублей, крупа - 7 рублей, хлеб - почти рубль. Никто еще не предполагал, что все это только начало. А вместе со всем этим появились признаки какой-то нервной суеты: снование «иномарок», из которых что-то вытаскивали, а потом, наоборот, затаскивали моложавые, крепкие ребята - будущие «новые русские». #интересно
Генрих Иоффе. "Иные времена". Борьба за прошлое - контроль настоящего. 7. "Сто лет будете гадать..."

В марте позвонила некая дама, отрекомендовалась то ли переводчицей, то ли секретаршей корреспондента «Вашингтон пост» Дэвида Ремника (теперь он главный редактор журнала «Нью-Йоркер»). Договорились встретиться у меня дома. Явился молодой высокий парень. Расспрашивал о советской историографии, о перестройке и Горбачеве. Позже он рассказал о той встрече в своей книге «Lenin’s Tomb».

Спустя некоторое время (кажется, это было в апреле) в новом роскошном «Президент-отеле» на Якиманке состоялся международный симпозиум о Ленине и ленинизме. Вся наша группа получила приглашения. Проходили в отель по особому списку, охрана была серьезная. В большом, ярко освещенном зале, за круглым столом расселись участники симпозиума. Выделялся американский историк Р. Пайпс, который при Рейгане состоял его спецсоветником по русским делам. Раньше его числили по разряду самых злостных «фальсификаторов истории». Теперь постаревший, но не изменивший своих взглядов Пайпс, казалось, чувствовал себя победителем. Говорил назидательно. Пытался возражать ему наш Лельчук, но выглядело это неубедительно. И не потому, что Лельчук не был так эрудирован, как Пайпс. Ветер перестройки дул в спину Пайпсу. «Пайпсизм» становился чуть ли не образцом исторической правды в интерпретации российских событий конца ХIX - начала ХХ века. Вчерашние «фальсификаторы» на глазах превращались в носителей исторической истины.

В перерыве между заседаниями в фойе мелькнул Дэвид Ремник. Помахали друг другу, и он деловито куда-то исчез. В его деловитости тоже чувствовалась победность. В перестройку американцы стали нашими любимцами. Еще бы! Это они помогали нам освободиться от «империи зла» и создавать «империю добра», такую же, как у них, где все только улыбаются друг другу. Но однажды произошел случай, который запомнился. В Научном совете сидел и беседовал с нами американский историк N. Открылась дверь, и в комнату заглянул другой американский же историк Х. Увидев N, он тут же захлопнул дверь. Я вышел в другую комнату и, удивленный, спросил, в чем дело.

«С этой сволочью я не желаю встречаться!» - ответил X.

Конечно, на том симпозиуме в «Президент-отеле», весной 1991 года, дискуссию с Р. Пайпсом должен был вести не Лельчук или кто-либо еще из нашей группы. В соответствующей «весовой категории» противостоять ему мог, пожалуй, наш шеф Яковлев. Мы ждали его. Он не пришел. Это был знак: на проекте новой истории большевизма поставлена точка.

Страна все быстрее втягивалась в рыночную экономику и демократию. Ее убеждали, что там тепло и сытно. Над ней все выше поднимался флаг с золотым тельцом на полотнище и все ниже опускалось знамя с серпом и молотом.

А как же идеология, теория марксизма-ленинизма? М-да... Перед самой перестройкой я был членом группы Черемушкинского райкома по проверке комсомольской учебы на предприятиях района (имелась группа и по проверке партийной учебы). Мы воочию видели, что никакой такой «учебы» практически не существовало, что она давно уже превратилась в никому не нужную пустую «нагрузку». Ответственные из партийных бюро просили нас: «Ну, уж вы там “нарисуйте” что-нибудь для райкома, не подведите».

Мало кто читал и тем более изучал труды классиков марксизма-ленинизма. В лучшем случае их заменяли партийные журналы, такие, как «Пропагандист и агитатор» и т. п. газетные пустоты. Рассказывали, что сам Л. Брежнев говорил своим консультантам:

«Вы в мои речи хоть цитат-то из Маркса или Энгельса не вставляйте. Ведь никто не поверит, что Ленька Брежнев “Капитал” или что-либо другое действительно читал».

Думается, что и главные «прорабы» перестройки тоже не читали. #интересно

На этом я заканчиваю серию постов о "истории и историках". Начало можно найти тут (и далее по посту в день), там же и голосовалка, если Вам понравилось и было интересно.
Telegram
СССР
Генрих Иоффе. "Иные времена". Борьба за прошлое - контроль настоящего. 1. Прорабы и проработчики.

Провозглашенная Горбачевым гласность началась не столько с осмысления советского настоящего, сколько советской истории как таковой. Как писал «перестроечный» экономист О. Лацис, произошел «почти шизофренический сдвиг центра общественного внимания к проблемам нашего прошлого». Историки оказались в моде, причем появился даже особый их тип. Если раньше образ историка связывался с чем-то подобным летописцу Нестору, уединенно пишущему «Повесть временных лет», то теперь этот «Нестор» вышел на публику. Появились историки-трибуны. Больших «повестей» за ними не числилось; их оружием в основном было устное слово. Вряд ли ошибусь, если скажу, что тон во многом задавал Юрий Афанасьев, в прошлом - проректор Высшей комсомольской школы, а в начале перестройки, по-моему, уже заведующий отделом истории журнала «Коммунист». Немного позднее он стал одним из лидеров Межрегиональной группы Съезда народных депутатов и особенно прославился…
источник
СССР
источник
2018 November 13
СССР
Отрывной календарь. Политиздат. СССР. 1959г.
источник
СССР
источник
СССР
Широкова Инна Алексеевна (1937 г.р.). "Стеклозавод". СССР. 1974 год. Холст, масло. #живопись

Живописец. Член Союза художников СССР. Заслуженный Художник РСФСР. Окончила Горьковское художественное училище. С 1968 г. член Союза Художников СССР. 1976-1981 - член правления Кировского отделения Союза Художников РСФСР.
источник
СССР
А вот Б. Кустодиев не только толстых тёток, ярмарки и Большевика рисовал, а ещё и графикой занимался, если кто не знал...
(Красная Нива. СССР. 1925 год). #арт
источник
СССР
Сталин в кино.
Про актёра Алексея Дикого и его удивительную судьбу я уже писал однажды. А вот теперь почитайте о других актёрах, которые воплотили на экранах образ Отца Народов.

https://telegra.ph/IOSIF-STALIN-V-KINO-12-VOPLOSHCHENIJ--Istorik-11-12
источник
СССР
Приборная панель отлично сохранившийся "Победы " ГАЗ-20 третьей серии. СССР. 1950-е года. #вещь
#техника
источник
СССР
Знаете какое самое "сладкое" детское воспоминание у моей младшей дочери? Это когда я по старой советской памяти занялся с ней жженным сахаром и домашними леденцами. Наш давний подписчик @calutiya поделился тем, что я называю "вечная #вещь". Сейчас такого не делают, но ведь дело не в металле, а в отношениях между людьми, которые стоят за железом. В любом случае - форма зачетная, а леденцы какие можно забабахать...👌
источник
2018 November 14
СССР
Отрывной календарь. Политиздат. СССР. 1959г.
источник
СССР
источник
СССР
Илья Машков. "Советские хлебы". СССР. 1936 год. С выставки "Сокровища русских музеев" в ЦВЗ "Манеж". #живопись
источник
СССР
​​Не хлебом единым жив человек...🔺
Что там?- год Солженицына говорят. Грех не упомянуть человека в связи с этим. Вот Вам история, где всё есть - стихи, советская цензура, скандал и Александр Исаевич собственной персоной:

Один из самых известных цензурных скандалов СССР случился осенью 1976 года - в ноябрьском номере ленинградского журнала "Аврора" появилось стихотворение поэтессы Нины Королёвой:

Оттаяла или очнулась? -
Спасибо, любимый,
Как будто на землю вернулась,
На запахи дыма,

На запахи речек медвяных
И кедров зелёных,
Тобольских домов деревянных,
На солнце калёных.

Как будто лицо подняла я
За чьей-то улыбкой.
Как будто опять ожила я
Для радости зыбкой…

Но город, глядящийся в реки,
Молчит, осторожен.
Здесь умер слепой Кюхельбекер
И в землю положен.

И в год, когда пламя металось
На знамени тонком,
В том городе не улыбалась
Царица с ребёнком…

И я задыхаюсь в бессилье,
Спасти их не властна,
Причастна беде и насилью
И злобе причастна.


Ну напечатали и напечатали. Я не в курсе тонкостей советской цензуры толстых журналов и литературы, а может и её роль в советском мироустройстве несколько преувеличена, не знаю. Никому до этого не было дела месяцев шесть, пока "склонив чело", не приложил к нему руки Солженицын. Он это стихотворение раскопал и рассказал о нём в программе радио "Свобода", эфиры которого отслеживались вполне внимательно (было там и про держиморд цензоров, которые лютуют, а тут просто чудом сваляли дурака, и саму историю в острополитическую раздул...)  К тому времени прошло примерно полгода с момента публикации! Можно себе представить, как в партийных кругах, особенно "ленинградских", бабахнуло. Причём жалеть не стали ни своих (главред, известный поэт Владимир Торопыгин написал заявление "по собственному желанию", но карьеру ему всё равно сломали - прежде всего перестали издавать - и в 1980-м он умер), ни несвоих (беспартийную Королёву лишили права публиковать стихи, руководить молодёжными литобъединениями, выступать перед массовыми аудиториями и выезжать за границу).

Вот такие дела, я же говорю -
не хлебом единым -
очередь в "Дом Книги". СССР. #фото 🔻
источник
СССР
myussr
Я думаю, что многие давно привыкли к устоявшемуся образу Элтона Джона. А ведь и он был молод, и выглядел немного по другому, и в СССР заглядывал лет 40 назад:

У нас в гостях Элтон Джон. Elton John on Soviet TV. Candle In The Wind. Главная редакция музыкальных программ Гостелерадио СССР. 1979 год.

В мае 1979 года одним из первых западных рок-музыкантов Элтон Джон приехал на гастроли в СССР.

Рабочий материал: беседа в студии Останкино тележурналиста Татьяны Коршиловой и политического обозревателя Анатолия Овсянникова с британским поп/рок-музыкантом Элтоном Джоном; Элтон Джон исполняет песню "Candle in the Wind" памяти М. Монро. #ТВ #музыка
Если помните это видео с Элтоном Джоном на советском ТВ. Еще по этому поводу - https://t.me/allaboutussr/12246
(ну, и не забываем, как заметил наш подписчик, что данное конкретное видео - рабочий материал, а не смонтированная, переведенная и озвученная передача) #ТВ #музыка
Telegram
Советский Союз
Мы мало знаем о советском телевидении.

1979 год. В СССР приезжает открытый бисексуал Элтон Джон. Видный журналист-международник Анатолий Овсянников берет у рок-музыканта абсолютно комплиментарное интервью. В какой-то момент разговор заходит про панков. Ну а чего бы не спросить про самую протестную музыку современности?

— Сейчас появляется много новой музыки. И мы показываем ее по телевизору, — на голубом глазу говорит политический обозреватель Центрального телевидения. — Например, вот эти знаменитые панки. Что вы думаете о такого рода музыке?

Дальше Элтон Джон говорит, что панк — это как дадаизм, не совсем музыка, а очень сильное новое искусство, в котором молодежь находит свою энергию. Ну это как если бы сегодня в Россию приехал Джей Зи и Дмитрий Киселев спрашивал бы его про "эщкере". Взрыв мозга.

https://www.youtube.com/watch?v=YcBNZfKfZDQ

Через три месяца после этого интервью Анатолий Овсянников погиб в автокатастрофе.
источник
СССР
Дулёвский фарфоровый завод, 
производственный кооператив "Дулёвский фарфор" - крупнейшее российское предприятие по производству посуды, скульптурных и сувенирно-подарочных изделий из фаянса и фарфора. Расположено в городе Ликино-Дулёво Орехово-Зуевского района Московской области.


Славное предприятие с большой историей. Если говорить о советском периоде, то конечно "ленинеана" из заводского Музея производит неизгладимое впечатление. #фото #искусство
источник
СССР
источник
СССР
источник
СССР
источник
СССР
источник
СССР
источник