Концентрационные лагеря на территории Германии не имели и не могли иметь статуса «лагерей смерти».
Поскольку если бы добропорядочные немецкие бюргеры, и даже большая часть заслуженных партайгеноссев, вдруг узнали, что у них тут в пригородах по особому распоряжению фюрера массово травят газом и жгут в печах живых людей - то хоть бы и трижды нацисты, немало очарованные могуществом и славой возрождённого Фатерлянда, они бы быстро сообразили, что любимое руководство, похоже, конкретно рехнулось; так что и прекрасный Фатерлянд закончится уже очень скоро и очень плохо.
А о том, что руководство рехнулось, к тому моменту многие думали и безотносительно лагерей, отсюда постоянные заговоры с покушениями на Гитлера, проводимые всякий раз не самыми последними в Рейхе людьми.
Был ведь совершенно потрясающий момент, когда по тем лагерям поехала специальная нацистская следственная комиссия, разбираться насчёт злоупотреблений и коррупции.
И в Люблине [Майданек] на вопрос комиссии «Чем это вы тут занимаетесь» комендант простодушно брякнул: «Ну как же, евреев утилизируем».
В ответ комиссия, и так уже изрядно утомленная, натурально заорала, что мол вы эти свои идиотские шуточки-то прекращайте, а то мы сейчас вашу бухгалтерию так разъясним, что вам ещё лет двадцать будет не до смеха.
А дознаватели в той комиссии тоже все были в мундирах СС, то есть люди по определению не слишком сентиментальные.
Соотвественно, немцы, даже нацисты, даже сознательные и убеждённые нацисты, такое явление, как «фабрики смерти» никогда бы en masse не поняли и не приняли.
Простой немецкий народ узнал о Холокосте сильно после окончания войны и ещё долго не мог поверить своим глазам - невозможно, наверняка это оккупационные силы все сфальсифицировали и клевещут.
Зато коренное население восточных, скажем так, имперских провинций, и поляки прежде всего, прекрасно понимали, и зачем за высоким забором торчит такая труба, и почему из этой трубы время от времени валит клубами непривычно густой и чёрный дым, и все такое прочее.
Понимали. Но если и переживали по этому поводу, то далеко не все, и не слишком сильно.
И если даже в кроткой Чехии все же нашлись свои национальные герои, которые таки шлепнули Гейдриха, то в Польше...
Польша под Рейхом старалась вести себя по известному принципу «давайте попробуем расслабиться и получить удовольствие».
Я вовсе не пытаюсь тем самым сказать, что поляки какие-то особенно дурные и подлые люди - нет, конечно, ни в коем случае.
Но вот на скользкую, прямо скажем, тему «Польши как жертвы сразу двух одинаково бесчеловечных диктатур» и тем более о том, кто исторически наиболее виновен в Холокосте - неужели почтенная ясновельможная шляхта действительно хочет всерьёз об этом поговорить?
https://t.me/yakemenko/2775