
Так и хочется написать — “Хорошая, добрая книга”. Книга и правда хорошая, ну а доброй книга такой тематики быть не может. Есть в ней некоторый эмоциональный перегиб, который совершенно не нужен. Ну невозможно из человека выдавить больше ужаса, чем он испытывает, читая просто цифры и факты. За полтора летних месяца 1944 года из Венгрии в Освенцим для убийства привезли 438 000 евреев. Всё. Что тут еще сказать? Какие тут нужны воззвания и проклятья?
Но в книге помимо необходимых и приличествующих такому случаю рассуждений и осуждений много интересного. И это интересное изложено в холодном ключе — скажем, о роли красной армии в освобождении лагеря сказано прямо и уверенно. Красная армия освободила лагерь, все кто оставался жив, были этому очень рады и благодарны до последнего дня.
Слова освобожденного узника — “Мы подбежали к ним, и они обнимали нас, угощали печеньем и шоколадными конфетами”.
В книге довольно подробно хоть и немного путано описан проект программы “Евреи в обмен на грузовики”.
Адольф Эйхман хотел договориться с союзниками — продать им евреев и получить материальную помощь для войны на Восточном фронте. Вообще значительная часть немецкого начальства так или иначе разделяла идею сепаратного мира — воевать против Советского Союза вместе с Великобританией.
Договаривался с Эйхманом деятель сионистского движения Рудольф Кастнер. Там было много итераций переговоров, но, вроде бы пришли к тому, что Кастнер договорится с Великобританией о передаче Рейху 10 000 бронированных грузовиков, а Рейх отпустит в Палестину миллион Евреев.
Был также тройной агент по фамилии Грош, который в этом время в Египте договаривался именно о сепаратном мире, а не о простом обмене.
Идею сепаратного мира Черчилль отверг, и не в первый раз. В грузовиках пока решили не отказывать. Кастнер сказал Эйхману, что в качестве жеста доброй воли и чтобы продемонстрировать серьезность своих намерений Германия могла бы выпустить в нейтральную страну какое-то количество евреев, которых собирались отправить в лагеря.
Пока велись переговоры как раз проходила самая крупная высылка евреев из Венгрии, и уже было неважно, как бы эти переговоры завершились, скорее всего отпускать в третью страну уже было бы некого.
Немцы согласились пустить специальный поезд, посадить на него 1600 евреев и отправить их на Запад — куда-то, где их, по крайне мере не сожгут. Кастнер согласился, хотя точное направление обговорить не удалось.
Немцы стали на этот поезд продавать билеты — сначала по 2 000 долларов, потом по 1 000. Понятно, что для 1944 года, это деньги баснословные. За евреев платили местные промышленники или общественные организации, потому что у самих евреев, кто был при деньгах, к тому моменту уже отобрали фабрики и прочие пароходы.
Набралось 1680 человек, которые так или иначе купили билеты. Их посадили в поезд и просто отправили в лагерь, а ни в какую не в нейтральную страну. Правда не в Освенцим, а в Берген-Бельзен, который был чем-то вроде “круга первого”, то есть, лагерем относительно комфортным и безопасным.
Британский парламент немцам в бронированных грузовиках отказал, программу “Евреи в обмен на грузовики” пришлось закрыть.