«Татьяна, здравствуйте! Как перестать бояться возраста? У вас всегда есть разумные ответы, может быть, вы и по этому поводу сможете сказать что-то утешительное? Мой страх перед старением стал навязчивым, я без конца разглядываю свои первые морщины, сравниваю свое нынешнее лицо с юношескими фотографиями и буквально каждый день переживаю. Кажется, что моя молодость проходит зря, а я живу не так, как мечтала: у меня нет ни отношений, ни веселья, ни, кстати сказать, секса.»
___________
Привет! Я возраста стала бояться лет в 15 — казалось, что все уже кончено, ничего не светит, впереди только старость и тлен. Лет в 30 прошло, с тех пор просто не думаю об этом. Когда исполнилось 40, получила несколько утешающих сообщений, мол, жизнь только начинается, и это было настолько неловко, что даже не нашлась, что ответить.
Почему мы думаем, что в жизни хорошо только начало, когда ты мало умеешь, плохо понимаешь себя и справиться можешь не со всем? Гораздо более захватывающе жить, когда у тебя есть огромный арсенал средств, чтобы управлять жизнью и тем, что в ней происходит, а на его выработку требуется время. Кого ни спроси, никто не хочет вернуться в подростковый возраст или даже в возраст до 25 лет, вспоминаешь с содроганием период, который считается самым классным, а на деле часто депрессивный, наполнен муками неизвестности и постоянными сожалениями о том, что все происходит не так, как хотелось бы.
Сейчас быть молодыми еще страшнее, наверное: кажется, что вокруг столько суперуспешных и очень молодых людей, что легко почувствовать себя полным ничтожеством. Стандарт внешности тоже почему-то практически подростковый — отовсюду глядят гладкие отфотошопленные лица, а на рекламе даже очень дорогих брендов, которые по карману в основном взрослым людям, сплошь вчерашние школьники. Мы живем в искусственной атмосфере восхваления юности, которую формируют взрослые, управляют ею взрослые и получают от нее деньги тоже взрослые, использующие страх — даже не старости, а потери молодости, которая описывается как существенная ценность.
Но давайте взглянем на это здраво. ВОЗ считает молодым возраст до 44 лет. В России представления о молодости другие, но в современных условиях никаких серьезных возрастных изменений при нормальном образе жизни до этого возраста и правда не происходят. Так вот даже если считать, что молодость протекает до 44, получается всего лет 25 более или менее сознательной жизни после детского возраста, причем приличная часть этой сознательной жизни проходит на самом деле в некотором невменозе, потому что надо многое попробовать и многое успеть. Если есть дети, первые годы их жизни тоже с трудом удается вспомнить из-за постоянной усталости.
То есть во «взрослой» жизни после 44 у нас остается 30-40 гарантированных лет активной жизни (у некоторых и больше), и это значительно больше, чем время самостоятельной жизни до того. То есть мы по умолчанию основную, лучшую и продуктивнейшую часть своей жизни проведем с морщинами, повисшими задницами и брылями. Это данность. И если покрутить эту мысль в голове какое-то время, понимаешь, что ничего страшного в этом нет. Ну, брыли, и что?
Они делают нас менее ценными людьми? Мешают реализовывать наш опыт? Мы правда были умнее и интереснее десять лет назад — каждая из нас? Я в это не верю. Человек расцветает в течение жизни, и что из этого выйдет, зависит и от обстоятельств, и от того, как мы ими воспользуемся. Но сама возможность бесконечно меняющегося цветения — дар, которым реально воспользоваться, только если оцениваешь ту, кто ты есть, а не преходящие свойства внешности.
#ответы