осторожно, особое мнение
Химическая катастрофа в Северном Крыму (Армянск, Перекоп), связанная с отбросами завода "Титан", - пример того насколько больно и неожиданно бьёт аннексия по всей системе общественных отношений. От выброса серной кислоты в регионе пропал урожай, выгорели деревья, ржавчиной покрылись металлические предметы, а также выросли случаи обращений в медучреждения (головная боль, кожные реакции, респираторные реакции и прочее).
Проблема оказывается гораздо сложнее и "нелинейнее", чем мы могли бы подумать. Моей первой реакцией было - "Вот РФ до чего довела Крым, что там начались такого масштаба бедствия". Однако, изучив видеоматериалы Крым.Реалии, я с удивлением узнала что регион и при Украине находился в очень плачевном состоянии в плане экологии, то есть, считался зоной повышенного риска. При этом компенсации жителям не выплачивались. В то же время, при Украине так называемое "кислотное озеро" - отстойник отходов производства завода Титан - выглядело намного лучше, и до такого масштаба катастрофа не доходила. Регион был грязнее других крымских регионов, но о биологической и экологической катастрофе говорить было нельзя.
Разберёмся, почему это озеро выглядело лучше? И что вообще такое "кислотное озеро"? Для утилизации серной кислоты и снижения её вредного воздействия на окружающую среду необходимо разбавлять её в воде, при этом, воды нужно очень много. При Украине для утилизации отходов Титана использовалась вода из Северо-Крымского ("Днепровского") канала, который выкопали ещё в 1960х для снабжения пресной водой Северного Крыма и Херсонской области. Именно благодаря поставке воды по этому каналу развивалось сельское хозяйство в регионе. Однако в 2014 году Украина прекратила поставлять воду на территорию аннексированного полуострова.
Последствия такого геополитического и инфраструктурного шага мы и наблюдаем сегодня. Озеро почти высохло, утилизация вредных отходов происходит гораздо менее эффективно. На днях "власти" начали вывоз детей за пределы заражённых городов.
Получается интересная и запутанная история: Россия как агрессор запустила машину войны, однако реакция Украины оказалась губительной для населения Крыма. Похожий шаг был совершён и на уровне интернет-трафика: с июля 2017 года, по крайней мере по официальным сведениям, интернет-трафик в Крым с материковой Украины больше не поступает. Озерцо информации высыхает, ибо туда сливаются в основном сточные воды российской пропаганды, а интернет-трафик проходит через магистрального оператора "Миранда-Медиа".
Короче, сложная история. С одной стороны понятно что поставлять услуги в оккупированный регион невыгодно (есть ещё и давление в плане санкций со стороны США), с другой стороны получается что население бросили на произвол судьбы, включая тех кто аннексией недоволен, но выезжать из любимого региона не может или не хочет.
Вывод из этого, конечно, напрашивается один: ни одно государство не заботится о гражданах. Заботится оно о себе самом - о сохранении так называемого "суверенитета" и о признании его статуса "более сильными" государствами. Если бы Крым мог стать второй Рожавой, где крымчане могли бы самоопределиться помимо национальных государств и границ "наций" (русский, украинец, крымский татарин), не было бы никакой катастрофы с "Титаном". Но это всё мечты, утопии, как говорят более сведущие читатели.
Я как исследователь, занимающийся, в том числе, вопросами инфраструктуры, не могла не обратить внимание на случай с кислотным озером. Если следовать акторно-сетевой теории, озеро это кристаллизовалось как особый актант, и по его трансформации можно многое узнать о действиях институтов, его породивших - от завода Титан и Днепровского канала, до так называемых государственных органов обоих государств. В этом озере как в зеркале можно наблюдать последствия игр в так называемые национальные государства ("виртуальные общности") и в полной мере почувствовать тупиковость этих образований, их вред для человеческих сообществ.