Ну вот. У меня начали спрашивать - а как же террористы? Как же государство будет их выслеживать, если есть шифрование?
Мой ответ на этот вопрос в двух частях. Первая часть - политическая. Вторая - техническая/тактическая.
Первая часть: терроризм не рождается из Tor и Telegram. Он рождается из экономических предпосылок. Его порождают государства. Сами государства, которые поддерживают и распространяют такой способ распределения ресурсов, при котором огромная часть населения земного шара оказывается за чертой бедности и не имеет доступа к образованию и культуре. Терроризм - ответ на колонизацию и неолиберализм. Терроризм - выгодный бизнес для государств, ведь продавать оружие можно бесконечно. Главный террорист - это и есть само государство как таковое.
Вторая часть: те, кого называют террористами, организовываются самым контринтуитивным способом. В том числе, используя незашифрованные каналы - СМС и телефонные звонки. Парижские теракты были спланированы именно так. Кроме того, даже если террористы и используют шифрование, у них есть множество способов сделать так, чтобы при существующих технологиях государства не могли прочитать зашифрованные сообщения. Почта, шифрованная по протоколу PGP, при надлежащем использовании пока что не взламывается ничем (ждём квантового компьютера). Мессенджеры с сильными асимметричными протоколами типа Signal (бывший Axolotl) также очень тяжело взламываются. Для взлома такого рода мессенджеров скорее будут использовать атаку типа МТС-Телеграм (случай, когда по запросу ФСБ МТС отключило доставку СМС на номера 2х абонентов-оппозиционеров, после чего ФСБ запросили код авторизации на номера вышеупомянутых граждан и спокойно извлекли код с серверов МТС). Умные люди могут обходить и такого рода атаки, например, используя таймер или не храня никакую историю нигде и никогда. На хороших мессенджерах типа Wire при подключении с нового устройства пользователь не имеет доступа к истории сообщений. На сервере же вся переписка хранится в шифрованном виде.
Это я к чему - к тому, что пока что у нас есть возможность обойти слежку. И у так называемых террористов тоже. Массовая слежка и её покорное принятие (да, да! Народ прямо радуется, что за ним следят, досматривают везде и так далее) - это "театр безопасности", направленный не против "преступников", а против свободы как таковой и возможности нам, гражданам, хоть как-то обустроить сферу, свободную от государственного контроля и контроля корпораций. Террористов слежкой не остановить - они действуют быстро и часто вся организация идёт в оффлайне. А вот медленно создающееся гражданское движение (особенно в странах с большой территорией, где любое большое движение встаёт с колен со скоростью медведя, вылезающего весной из берлоги) вполне себе можно накрыть. Особенно если народ не следит вообще за тем, где и как он координирует свои действия.
Я не оправдываю слежку ни в какой ситуации. Я хочу такого общества, при котором людям не надо будет взрывать себя, врезаться в толпу на грузовиках, вырезать десятки человек мачете, снимать скальпы, резать народ бензопилой в торговом центре. А такое общество невозможно, пока существует империализм, капитализм, авторитаризм, неравенство. Пока война остаётся самым выгодным бизнесом, а колониализация продолжается в скрытом, извращённом виде. Единственная возможность бороться с терроризмом - это создание организованного антиавторитарного движения на международном уровне.