Помпезные реляции об очередных успехах постковидной российской экономики то и дело разбавляются размышлениями о перспективах новых инвестиций. Понятно, что о массовом притоке иностранных вложений речи не идёт, его место заняли различные варианты стимулирования в рамках программ о "защите капиталовложений" и прочее.
Иными словами, Правительство и прочие эксперты крепко думают, как можно сподвигнуть частный капитал к вложениям. Активно предалгаются различные льготные кредиты, частичное (иногда даже больше половины) покрытие расходов на сопутствующую инфраструктуру, налоговые вычеты. Словом, всевозможные бонусы и помощь.
Ситуация интригует своей неоднозначностью: вместо того, чтобы осуществить массовое, всеохватное инфраструктурное строительство, "бить по площадям", руководители предлагают просто точечно помогать бизнесу там, где ему это нужно. А если в каком-то месте это бизнесу не нужно, то зачем вообще переживать?
Довольно ёмко схему приоритетов на недавнем публичном совещании выразил министр Силуанов. Согласно ему, главный критерий при выборе государственных вложений — привлечение частных средств. Если выйдет на рубль госвложений привлечь несколько рублей от частников, то хорошо. А если не выйдет, то и не сильно-то хотелось.
Удивительно, что согласно самим же авторам инициатив, они пока что оказываются крайне малоэффективны. Это не должно казаться каким-то ребусом — ведь о такой "маловажной" детали, как рост спроса на продукцию предприятий, предпочитают забывать.
Даже напротив, ЦБ то и дело пугает возможностью повышения ставок, Минфин поскорее старается "нормализовать бюджетную политику", то есть, речь идёт о мерах, непосредсвтенно сокращающих возможный спрос.
Следует ли отсюда вывод, что надо пересмотреть всю политику развития? Конечно, нет! Нужно ещё сильнее и ещё локальнее помогать конкретному бизнесу, а если он всё равно не спешит осуществлять вложения, то нашей экономикой они просто не востребованы.
https://t.me/blablanomika/1519#комментарий #НовыйКурс