Про Кирилла Серебренникова и не только
На юрфаке университета нас учили, что есть конституции реальные и фиктивные. Реальные это те, предписания которых воплощены в действительности и те, которые сами отражают реальную действительность и адекватны ей. Фиктивные конституции закрепляют принципы и институты, которых нет в действительности, либо на практике отличающиеся от их конституционной модели.
На мой взгляд, то же самое можно сказать и о праве в целом. Есть право реальное, а есть право фиктивное. В России почти все право - фиктивное. Оно не отражает действительности, не адекватно ей, а сами нормы права реализуются в реальной жизни очень криво, с грехом пополам.
Например, категорически запрещается брать и давать взятки. Взятка - уголовное преступление. Однако на деле все (хорошо-хорошо, не все, но многие) взятки берут и дают при каждом удобном случае. Вся государственная машина устроена таким образом, что лучшей смазкой для ее деталей является взятка. Значит не действует запрет на взятки, не работает и не отражает реальной действительности!
Или, к примеру, нельзя бить людей. Побои называется, как минимум, а как максимум - тяжкий вред здоровью, в зависимости от ситуации. Но все дерутся (ок-ок, не все, но многие), как только услышат что-то оскорбительное в свой адрес (словесно) или увидят, как их нагло подрезают на дороге. И не только дерутся - пускают в полный ход оружие. Интернет полнится видеозаписями, где водители стреляют друг в друга из травматов, прыскают балончиками и размахивают битами. Получается, что нет у нас реального запрета на насилие!
И, наконец, распилы. Распилы - любимое дело наших людей. Пилят везде и на всем. В школах, в институтах, в армии, в тюрьмах, в министерствах, на предвыборных кампаниях, на строительных подрядах et cetera.
И, конечно, пилят в кино. Поверьте мне, я немного знаком с этой темой. Пилят, завышают сметы, закладывают "запас". И никто не считает это преступлением. Потому что делают это все (ладно-ладно, не все и даже не многие). Потому что считается, что деньги на фильм выделяются "под ключ", с интересом всех заинтересованных лиц. Это как бы подразумевается и воспринимается нормально. Это заложено в нашей реальной, фактической конституции. В нашей ментальности. В нашей природе. И до поры до времени никому не было интересно, кто и как тратит деньги на фильм. Сделал продукт, ну и хорошо. Сделал хороший продукт - еще лучше.
Теперь же получается, что реальное право приходит в столкновение с фактическим. Все все знают и многие (хорошо, не многие) делают, но преследовать мы будем только некоторых, единицы. Тех, на которых мы сами укажем. А остальные продолжат в том же духе, в том числе и те, кто преследует (они-то в первую очередь!).
Я это не к тому, что Серебренников виновен. Вполне вероятно, что и невиновен. Зная как облупленных наших "правоохранителей", я не испытываю к ним никакого доверия.
Но даже если он виновен (или не он, а кто-то другой, выбранный в качестве жертвы), то вина его будет состоять только в том, что реальная и фиктивная конституции в очередной раз столкнулись лбами.
https://m.facebook.com/story.php?story_fbid=808745369286697&id=100004537248522