Провели с "Русью сидящей" три интереснейших дня в Берлина. Посещение бывшей тюрьмы Штази, ставшей ныне музеем, общение с бывшими политзаключенными, сидевшими в этой тюрьме. Посещение архива Штази, теперь открытого и доступного для любого гражданина. Визит уже в современную крупнейшую тюрьму Берлина - Тегель, где мы свободно прогуливались по всем тюремным корпусам, общались с заключенными, заходили в камеры и слушали рассказ директора тюрьмы. А потом - конференция с нашими немецкими "коллегами", если это слово применимо в данном случае, - с бывшими политзаключенными Штази.
Рассказывать обо всем в одном тексте - почти невозможно. Слишком много впечатлений и эмоций, слишком много информации. В ближайшие дни я постараюсь систематизировать все, что я увидел, и изложить в нескольких текстах.
Главный же вывод очень простой. Германия сделала огромный шаг вперед в сфере исполнения наказаний. Я бы даже сказал в исправительной системе, поскольку их система в значительно большей степени, чем наша, способствует исправлению преступников.
Современная немецкая тюрьма поразила нас до глубины души. Никого не держат сутками (то есть, в итоге годами) в закрытых камерах. Заключенные свободно выходят из камер и гуляют по корпусу, общаются с другими заключенными. В руках они вертят ключи от своих камер - им их выдают, чтобы они могли сами закрыть свои камеры, выходя оттуда на время. Сами камеры больше похожи на маломестные номера в отеле. Широкие кровати (не шконки!) с мягкими матрасами, современные столы, телевизоры, окна с занавесками, хорошие туалеты.
Персонал тюрьмы - очень вежливый и доброжелательный. Разительный контраст с нашими вертухаями. Никакой озлобленности, никакой грубости.
В каждом корпусе - отдельная медсанчасть, куда напрямую может обратиться зек, не обращаясь к сотрудникам охраны. В случае выявления тяжелых заболеваний, заключенных вывозят в городские больницы, где их лечат. В том числе, проводят сложные операции. Как сказал начальник тюрьмы: "Если человеку нужно заменить сердце, ему его заменят. Никаких проблем". Сравните это с чудовищной ситуацией в России, где тяжелобольные заключенные фактически становятся смертниками и часто умирают в неволе.
Зеки в Германии работают и получают образование. В том числе профтехобразование. Им выдаются сертификаты вольных учреждений, с которыми они потом идут на работу. Средняя зарплата в тюрьме Тегель - 200 евро.
У русского человека, особенно прошедшего российскую тюрьму, все это вызывает шок. Оказывается, так можно. Выходит, что можно преобразовать и сделать более гуманной и разумной исправительную систему. И мы увидели наглядную модель того, как это можно сделать.
Даниил Константинов