Сервисная ментальность и продуктовая ментальность.
Удивительно странно, что продуктовая ментальность оч медленно закрепляется у людей, занимающихся сервисными делами. Потому что продуктовое понимание сервиса — это ровно то, что делает маржинальность любой услуги сочной, а риски более низкими.
В основе сервисной ментальности — продажа часа времени релеватному клиенту и его закрепление в пуле клиентов. В начале воронки много потенциальных клинетов, в конце — несколько лояльных и маржинальных. Нахваливаем сервис по всем параметрам, которые хороши, объясняем, почему плохие — вовсе не плохие, сравниваем себя с конкурентами в лучшую сторону.
Продуктовая ментальность — это продажа тиражируемого продукта таким образом, чтобы он создал ценность, которую сложно вообще кому либо воспроизвести. В итоге на любом рынке становится не оч много игроков (остальным не хватает ранвея добежать до значимой доли рынка), но зато они получают почти весь рынок, либо какую-то его нишу.
Отсутствие продуктовой ментальности у сервисов — это то, почему сервисы встраиваются в маркетплейсы, вместо того, чтобы делать свои маркетплейсы или создавать такое имя, которое само по себе маркетплейс. Удивительно, что маркетплейсы сравнивают вас со всеми остальными и двигают вашу маржинальность вниз.
В момент, когда сервис становится частью маркетплейса (как водитель убера, к примеру) — он становится таким Марио, который идет по уровням с целью заработать немного монет, пока ест грибы и катается на арендованных черепахах. Только в конце нет принцессы, есть только бесконечные поездки и геймификация, минимизирующая долгосрочную выгоду для Марио.
Отсутствие продуктовой ментальности у сервисов — это то, почему маркетплейсы обрастают многолюдными operations-отделами и проигрывают продуктам по автоматизации, вместо того, чтобы автоматизировать самих себя.
Дисрапшен — это перепридумать себя заново. Но это не означает бурную и безудержную фантазию, это всего лишь значит смотреть по сторонам, и пробовать понять, кто же сейчас строит продукт на основе того, что вы продаете как сервис, и стараться быть этим продуктом.
Видел уже 5-6 компаний, которые за последние несколько лет пробовали запустить нишевый маркетплейс, когда их рынок уже дисраптится автоматизацией. Но это странно — как вспоминать жизнь до карантина, когда он во всю идет.
Видел классных спецов, которые вместо создания собственного бренда и линии бесспорной специализаци встраиваются в различные UpWork’и и корпорации без стоков. Продавать свои сервисы по часам, не пытаясь сделать из этого растущий без вас продукт в 2020м — это, конечно, супер-рискованно.
Видел людей, которые ходят к коучам за советом как им стать более продуктивным программистом, хотя можно бы поставить задачу стать небольшим сам-себе-атомным-реактором. Зачем ждать у моря погоды, когда можно делать свою волну?