
Я всегда думал, что планировку офисов в стиле open space придумали немцы. Только они могли додуматься до такой экономии, от которой весь мир страдает. И я оказался прав: именно немецкие архитекторы Эберхард и Вольфганг Шнелле в 50-х годах прошлого века отказались от деления пространства на кабинеты и создали новую модель офисного пространства.
Но, оказывается, корни этого безобразия уходят гораздо глубже.
Прародителями концепции open space считаются английский социолог, философ и юрист Иеремия Бентам и российский князь Григорий Потемкин. В конце XVIII века Иеремия Бентам разработал проект идеальной тюрьмы – паноптикум, «пространство, в котором видно все». По идее Бентама, тюрьма должна быть цилиндрическим строением со стеклянными внутренними перегородками. Архитектура здания позволяла значительно экономить на персонале: для наблюдения за всеми заключенными нужен был только один надзиратель. Он находился в центре строения, но узники его видеть не могли, что создавало у них иллюзию непрерывного контроля.
Брат Иеремии, инженер-механик Сэмюэль Бентам, жил в России и служил князю Потемкину. В имении князя сделали похожую на тюрьму планировку двора: управляющий мог видеть все имевшиеся хозяйственные постройки. Ему удобно было следить за работниками и не давать им воровать.
Так что в основе офисной идеи "открытой закрытости" лежат тюремные мотивы и потребность в тотальном контроле. Кто бы мог подумать.
Идеальный офис сейчас – пространство, разделенное на модули. В каждом автономно может работать одна небольшая команда. Если нужно, модули можно легко объединять или разделять. Появился новый продукт – команде выделяют модуль, соответствующий ее размерам. Закрыли продукт – убрали модуль, людей перевели на другие проекты.
А оупенспейс пусть останется для немцев.