
Отношение человека к работе в команде меняется так:
(1) любопытство —> (2) интерес <—> (3) уверенное спокойствие <—> (4) раздражение <—> (5) отвращение —> (6) равнодушие
(1) Сначала человеку любопытно все, что связано с продуктом и проектом. Он сопоставляет свой опыт с новой реальностью, и на стыке могут появиться нестандартные (не обязательно хорошие) решения привычных проблем. Человек пока не понимает, как тут все устроено, что от него вообще хотят. Он не имеет представления ни о правилах игры в этой команде, ни о своей роли в ней. Но любопытство и желание разобраться подталкивают его вперед.
(2) Стихийное любопытство сменяет системный интерес. Человек уже освоился в команде и может сфокусироваться на выполнении своих обязанностей. Он понимает, какую работу делает и как ее надо делать. Если человек попал в проект по своему осознанному желанию, то он заинтересован в результате. Ему не нужен дополнительный стимул, все его поступки определяет эта заинтересованность. Он мотивирован и увлечен работой. И очень эффективен.
(3) Потом интерес падает или не увеличивается. На его смену приходит спокойная уверенность. Доминирует ощущение «я уверен в себе и в коллегах, я спокойно выполняю свои обязанности, как и подобает профессионалу». Это этап размеренной работы без подвигов. Если в команде большинство работают в этом режиме, то команда методично перемалывает любые задачи и не буксует.
(4) Человеку начинает чего-то не хватать, он скучает — все слишком привычно и известно до деталей. Человек теряет спокойствие, он находит массу недостатков в работе окружающих, его раздражают коллеги и качество их работы, новые сотрудники, клиенты, собственное положение в проекте, зарплата, начальство, направление развития продукта и его свойства.
(5) Раздражение усиливается, вытесняет весь позитив, становится определяющим и сменяется отвращением. Человек думает, куда бы ему сбежать. Толку от него в этот момент никакого.
(6) На последнем этапе, если человек не сбежал, мы получаем не сотрудника, а его пустую и бесполезную для дела оболочку. Настоящего зомби. Внешне все как раньше: человек приходит в офис и вроде что-то делает. Но это фикция. Результаты отсутствуют, вовлечь его в принятие решений невозможно, а к увольнению он относится очень спокойно.
Не обязательно человек проходит все шесть этапов. Скажем, он может начать работать в команде в зоне уверенного спокойствия, если уже делал подобные проекты или знаком с командой и продуктом.
Он может пропустить какой-то этап. Если условия работы серьезно ухудшаются, то вместо раздражения сразу начнется отвращение.
На схеме стрелочки иногда в одну сторону, а иногда в две: переход на некоторые этапы необратим, а с некоторых можно вернуться на предыдущий. Менеджер должен отслеживать эти состояния и управлять ими, как можно дольше удерживать продуктивные и работать с непродуктивными.
Интересно, что эта схема иллюстрирует и отношение сотрудника к компании в целом, и отношение к проекту, в котором он работает.
Что еще интереснее, нередко она справедлива и для всей карьеры.