В нашей постоянной рубрике негативно-образовательной эндокринологии предлагаю обсудить подострый тиреоидит
Негативная эндокринология: где-то там грустит один Харви Кушинг
Недавно на приеме поток из неспецифических симптомов, узлов щитовидной железы, эутиреозов и фанатов айхерба разбавила интересная пациентка. С порога недвусмысленно угадывался фенотип Кушинга. Пациентка рассказала, что пьет 30 мг преднизолона уже несколько месяцев из-за подострого тиреоидита.
Согласно расспросу и представленной мед. документации, история началась с болевого синдром в области шеи. Пациентка отрицает усиление боли при пальпации щитовидной железы на тот момент. В статусе не описано изменение консистенции железы. Выполнение УЗИ щитовидной железы перенесла спокойно, боль не усиливалась. По данным УЗИ объем в пределах гендерной нормы, без значимых структурных изменений, гипоэхогенные участки и изменение васкуляризации не описано. Тиреоидный статус был в референсе. Уровень СОЭ 14 мм/час, уровень СРБ не оценивался.
Врач решил провести пробу Крайля, назначил 30 мг преднизолона в сутки и на 2-3 день болевой синдром уменьшился. Пациентке гордо установили диагноз подострого тиреоидита и рекомендовали продолжить прием ГКС в течение 4 месяцев с последующим решением вопроса о дальнейшей тактике ведения.
Был ли там исходно подострый тиреоидит?
Мы этого никогда не узнаем, но отсутствие ВСЕХ критериев диагноза закрадывает некоторые сомнения. У болевого синдрома в шее может быть много причин. И достаточно широкий спектр патологических состояний может отреагировать на супрафизиологические дозы ГКС. Globus hystericus в том числе.
Так что был ли подострый тиреоидит ничего сказать не могу, а вот ятрогенный синдром Кушинга был, есть и будет еще какое-то время.
Не самое полезное из того, что доктор может привнести в жизнь пациента.
Образовательная эндокринология: диагностика и лечение подострого тиреоидита
Сразу скажу, что диагностика и лечение подострого тиреоидита НЕ относится к сфере доказательной медицины. Все схемы лечения, которые кочуют из рекомендаций в учебники и обратно, являются мнением экспертов и результатами небольших когортных исследований.
Диагноз считается вероятным, если есть 4 критерия:
- боль, отечность, уплотнение щитовидной железы;
- увеличение СРБ и/или СОЭ;
- лабораторные признаки тиреотоксикоза;
- зоны снижения эхогенности по данным УЗИ.
Если чего-то нет, то подумайте об альтернативах.
Лечение сводится к противовоспалительной терапии, могут использоваться НПВС или ГКС. Преднизолон быстрее сводит на нет патологический процесс, но из-за неизбежных побочных эффектов у большинства пациентов имеет смысл начать с терапии НВПС. Если терапия НПВС в течение 2-3 дней не влияет на болевой синдром, то её следует заменить на преднизолон. В случаях выраженного болевого синдрома начинайте сразу с преднизолона.
Исследованные варианты НПВС: напроксен 500-100 мг в сутки и ибупрофен 1200-3200 мг в сутки. Возможно использование аспирина до 2600 мг в сутки.
Преднизолон рациональным считаю начать с 30 мг в сутки и после регресса болевого синдрома пытаться уменьшать на 5 мг раз в 5-7 дней. Если боль возвращается, то вернуть предыдущую дозу, подождать две недели и снова попытаться уменьшить. А дальше по состоянию.
Резюме:
1. При выраженной боли и болезненность в уплотненной щитовидной железе в сочетании с тиреотоксикозом, повышенным СОЭ/СРБ и гипоэхогенными зонами по данным УЗИ стоит задумать о подостром тиреодите.
2. При отсутствии чего-то из вышеперечисленного задуматься стоит об альтернативных диагнозах.
3. При умеренном болевом синдроме начинаем терапию с НПВС, а при её неэффективности в течение 2-3 дней или при выраженном болевом синдроме исходно – ГКС.
4. После регресса болевого синдрома аккуратно снижаем дозу препарата вплоть до отмены.
5. Чем меньше Кушинга, тем лучше.