Сегодня хочу поговорить об избирательных правах в США, точнее о праве голосовать на выборах для осужденных за уголовные преступления. После окончания гражданской войны и поражения Юга в США было отменено рабство. Но т. к. этого было недостаточно для защиты прав афроамериканцев, контролируемый республиканцами Сенат принял 14-ую поправку к Конституции, которая гарантировала всем гражданам равную защиту перед законом. Во втором параграфе поправки говорится, что штаты будут ограничены в представительстве, если лишат права голоса на выборах мужчин (тогда только они имели права голосовать) за «исключением случаев восстания и других преступлений». Эта мера была предусмотрена для бывших конфедератов. Но после ратификации 15-ой поправки, давшей цветным избирательное право, южные штаты стали применять этот параграф для лишения афроамериканцев права голоса. Таким образом, защита прав бывших рабов обернулась их дискриминацией.
Конституционность этого права впервые была оспорена в 1974 году. В деле Ричардсона против Рамиреза истцы утверждали, что штат не обосновал, почему в его интересах лишить права голоса заключенных (что требуется в вопросах, связанных с ограничением избирательных прав), и что это противоречит первому параграфу 14-ой поправки. Верховный суд решил, что поскольку лишение права голоса за мятеж и преступления отдельно оговорено во втором параграфе поправки, то оно не требует обоснования интересами штата и является конституционным. Можно возразить, что поправка не разрешает лишать граждан избирательного права за преступления, а лишь исключает этот случай из тех, за которые будет уменьшено представительство штата в Конгрессе.
В 1985 года в деле Хантера против Андервуда Верховный суд согласился, что закон Алабамы (лишавший избирательного права за «преступления с моральной развращённостью») расово мотивирован и дискриманционнен, но признал конституционным право штата лишать осужденных права голоса на выборах.
Более 6 миллионов граждан лишены избирательного права за различные преступления. Около 3/4 из них уже отбыли свой срок и всё ещё не могут голосовать. Большинство составляют афроамериканцы (каждый 13-ый черный не имеет права голоса).
Штаты сами выбирают, за что отнимать право голоса. Иногда причиной могут быть ненасильственные преступления. Список меняется от штата к штату (или от округа к округу), что ещё более абсурдно, ведь запрет действует на выборы всех уровней. Например, за торговлю марихуаной в Алабаме вас лишат избирательного права, а в Колорадо за то же самое даже не привлекут к ответственности.
При чём здесь политика? В 2017 году в Виргинии восстановили в правах 168 тысяч бывших осужденных. Это совпало с победой демократов на выборах губернатора, а также десятками выигранных мест в легислатуре. Только в ноябре этого года в Алабаме зарегистрировалось от 5 до 10 тысяч бывших осужденных. Это очень важные цифры, учитывая, что демократ Даг Джонс победил с отрывом всего в 21 тысячу голосов.
Вспомним президентские выборы 2016 года. Известно, что Клинтон проиграла в трех штатах (Висконсине, Мичигане и Пенсильвании) с минимальным отрывом:
• Висконсин - отрыв 22 748 голосов, в штате 65 606 человек лишены права голоса из-за совершенных преступлений (треть из них – афроамериканцы);
• Мичиган – отрыв 11 612 голосов и 44 221 человек без избирательных прав (около половины – черные);
• Пенсильвания – отрыв 44 292 голосов и 52 974 лишены права голоса.
Конечно, не все из них проголосовали бы за Клинтон или даже пришли бы на выборы. Но тяжело отрицать, что афроамериканцы активно поддерживают демократов (80% проголосовали за Клинтон). Поэтому неудивительно, что республиканцы стараются принимать максимально жесткие законы по ограничению избирательных прав, особенно, в штатах, где демократы могут победить (например, Флорида, где 10% населения лишено права голосовать, а это «розовый», т. е. колеблющийся штат). Подробная статистика и другая информация по этой теме есть здесь:
http://www.sentencingproject.org/the-facts/#map?dataset-option=FDR