Мы уже писали про
уберизацию, как глобальный экономический тренд, сегодня речь пойдет про тесловизацию.
В 1953 году американский фантаст Клиффорд Саймак опубликовал роман «Кольцо вокруг Солнца». Сюжет примерно такой: некая группа лиц ставит себе целью разрушение мировой экономики с целью создания массовой безработицы, провоцирующей миграцию людей в другие миры. Поэтому они выводят на авторынок «вечные автомобили». Для них не ведется никакой рекламной кампании: «нет лучшей рекламы, чем слухи...» Многие сообразили: появление вечмобиля означало, что закроются все автомобильные заводы, ремонтные мастерские. Это нанесет серьезный удар по сталелитейной промышленности, и сотни тысяч людей лишатся работы.
С 2012 года компания Tesla начала производство машин с очень большим ресурсом. Комплект электродвигателей и трансмиссии Model 3 прошел 1,6 млн км, крутясь на испытательном стенде с переменной нагрузкой, имитирующей самые разные условия. Это эквивалентно 80 годам пробега для среднего автовладельца. И это больше, чем в принципе может пройти серийный двигатель внутреннего сгорания или его трансмиссия. Те же блоки моторов и трансмиссий стоят на электрофурах Tesla Semi, которые начнут выпускаться в 2019 году. Согласно статистике 2018 года, батарея «теслы» сохраняет 90% емкости после 300 000 км пробега (~15 лет для пользователя, не являющегося таксистом), после чего потеря емкости замедляется. По результатам стендовых тестов производителя, более 80% емкости сохранится и после 800 000 км пробега (~40 лет, если пользователь не таксист).
Tesla, так же как и ее предшественники из научной фантастики, не тратит ни доллара на рекламу, считая, что «нет лучшей рекламы, чем слухи». Разница с романом 1953 года только в том, что главный канал распространения таких слухов — соцсети и твиттер самого Илона Маска.
Tesla не просто намерена ударить по традиционным автопроизводителям, а уже это сделала. Ее продажи в США в сентябре 2018 года в штуках выросли на 563,6% по сравнению с сентябрем прошлого года. А у Mercedes-Benz — упали на 15,6%. И это только начало. В следующем году выпуск той же Model 3 удвоится. В 2020 году будет запущен кроссовер на той же платформе. К 2023 году планируется запуск в производство еще более дешевого «тесламобиля» по цене от $25 000.
Кроме того, проект Tesla Network собирается конкурировать с Uber. После активации полного автопилота для «тесл» (ближайшие 2-3 года) каждый владелец такой машины через телефон сможет разрешить ей «таксовать», пока она ему не нужна и он не вызовет ее к себе. Tesla через свое приложение при этом выступит в роли агрегатора типа «Яндекс.Такси».
Сейчас только в США больше 2 млн человек продают автомобили(автодилеры). У Tesla нет дилеров, только небольшое число магазинов. У Tesla практически нет складских остатков — машина поставляется под заказ, и не в магазин, а клиенту. бизнес-модель Tesla не требует огромных площадей и большого количества сотрудников — клиенты заказывают машины в интернете.
Почему Tesla имеет такое технологическое превосходство? Тут сочетание ряда факторов. Стремление сделать прибыльным очередной квартальный отчет делает руководство автопроизводителей неспособным к планированию на перспективу: средний глава автокомпании в США раньше уйдет на другую работу, чем успеет завершить разработку новой автоплатформы. Для Маска сиюминутная прибыль не в приоритете, он и так очень богат и находится на вершине пирамиды Маслоу, им движут совсем другие цели - изменить мир, а не жажда быстрой наживы. Следует понимать, что происходящий жесткий передел рынка по сути отсекает от него всех, кто не располагает доступом к большим и долгосрочным кредитам. И это очень плохо, потому что для развивающихся стран не получится создать конкурента Tesla.