На телеканале Царьград стартует новый проект "Грозный. Взгляд". Ведущим программы, которая будет "развенчивать" "мифы и стереотипы" о чеченцах, станет министр по национальной политике Чеченской Республики Джамбулат Умаров.
В качестве примера он привел вопрос финансирования Кавказа. В последнее время, уточняет министр, все чаще звучит утверждение, что "Чечню кормят нашими деньгами". Комментаторы постоянно тиражируют возмущение: "Сколько можно отправлять бюджетные деньги туда?"
"Чечня - процветающий регион. Кавказ — это тоже Россия, люди почему-то думают, что страшно большие потоки идут в Чечню. И я вам так скажу: 80% того, что сейчас можно увидеть в Чеченской Республике, - это внебюджетные средства. Сюда инвестируют наши бизнесмены, а также партнёры из Эмиратов, из Саудовской Аравии, из Турции. Это действительно стереотип, что на Чечню Россия тратит большие деньги".
Давайте попробуем разобраться с этим стериотипом. По оценке РБК, с 2001 по 2014 год. Чечня получила в общей сложности 464 млрд. рублей из федерального бюджета. Сюда входят субсидии, субвенции и дотации. В среднем в год Чечня получала около 60 млрд рублей.
Кроме того, прямые трансферы из бюджета – не единственный способ помощи. Центр финансово подпитывал Чечню также через федеральные целевые программы и по линии Корпорации развития Северного Кавказа. Эти средства посчитать уже сложнее.
Именно на урезание финансирования ФЦП часто жалуется Рамзан Кадыров. «Нам тогда дали 75 млрд руб., говорят: восстановили каркасы – запускайте заводы. А как мы запустим заводы, если нет оборудования, сырья?»
Если в прежние годы проблем с финансированием по линии ФЦП, как правило, не возникало, то сейчас необходимость урезания расходов бюджета бьет в первую очередь именно по таким программам. В 2000–2007 годах через ФЦП «Восстановление экономики и социальной сферы Чеченской Республики» было освоено порядка 53,5 млрд рублей. Через ФЦП «Социально-экономическое развитие Чеченской Республики» в 2008–2012 годы регион получил более 98 млрд рублей. Теперь программа развития Чечни закончилась.
Осталась только Корпорация развития Северного Кавказа (КРСК), которую в конце прошлого года проверяла счетная палата. По итогам проверки, работа КРСК признана неудовлетворительной, в 2016–2018 годах: не достигнута ни одна из обозначенных в стратегии 2011 года ключевых задач корпорации, проектная деятельность практически отсутствовала, а на балансе накоплены убытки в 3 млрд рублей к концу 2018 года.
Кроме того, в регионах Северного Кавказа самые низкие тарифы на газ и электричество в стране. Практически невозможно оценить размер такого трансфера, тем более, что даже по таким тарифам кавказцы не особо платят, а их задолженность постоянно списывается.
Подводя итог, за весь поствоенный период через различные инструменты субсидирования в экономику только одной Чечни было вложено не менее 1 трлн. рублей. В свете таких рассчётов будет очень интересно посмотреть на то как православный телеканал Царьград будет развенчивать эти мифы, наверняка будет очень комично.