Запуск работы метро Казани на полностью беспилотном уровне автоматизации GoA4 планируется к 2025 году при наличии соответствующей нормативной базы
Такой срок указан в дорожной карте проекта, который на днях
обсуждали президент Татарстана Рустам Минниханов и президент ТМХ Андрей Бокарев. Ранее в рамках создания компании «РэйлНэкст» (входит в «ЛокоТех-Сигнал», в периметре ТМХ), которая займется проектом, было
анонсировано, что до конца 2022 года планируется проведение тестирование и опытная эксплуатация поездов метро в Казани на уровнях автоматизации выше GoA3 (движение поездов без участия машиниста). Ожидается, что беспилотные поезда смогут потенциально работать при интенсивности движения до 40 пар поездов в час. В комментарии «Ведомостям» в ТМХ
сообщили, что в этом году отдельные участки линии метро в Казани оснастят системой контроля платформенного пространства, а на некоторых поездах установят систему обнаружения препятствий.
Работа по созданию необходимой нормативно-правовой базы уже ведется, в том числе в
рамках ОПЖТ.
Как в феврале отмечал президент объединения и председатель ТК 45 «Железнодорожный транспорт» Валентин Гапанович, ПКБ ЦТ РЖД ведет доработку ПНСТ «Системы управления железнодорожным подвижным составом в автоматическом и дистанционном режимах. Термины и определения» и должно вынести окончательную редакцию на экспертизу в ТК 45. Также с конца года рассматриваются первые редакции ряда разработанных НИИАС стандартов, определяющих требования к такими системам. Дополнительно в декабре прошлого года была
принята российская программа стандартизации в области ИИ, где прописаны сроки утверждения стандартов на системы машинного зрения и автономного управления движением железнодорожного транспорта специального назначения. Возможность внедрения бортовых устройств автоматического и дистанционного управления подвижным составом
включена и в проект новых правил технической эксплуатации железных дорог.
Казань может стать обладателем одной из первых систем беспилотного метро на пространстве СНГ. Сейчас в городе действует одна линия длиной 16,7 км с 11 станциями, на которой курсируют 14 четырехвагонных поездов, также строится еще одна линия.
В то же время возможности внедрения уровня автоматизации GoA4 закладывались в технические требования к вагонам метро, которые будут поставляться в 2020-2023 годах в метрополитен Москвы. В ноябре прошлого года «Технике железных дорог» в ТМХ
сообщали, что новые и уже эксплуатируемые в метро столицы России поезда «Москва-2020» готовы к уровню GoA3. По
данным ИПЕМ, в мире по состоянию на середину 2020 года действовало более 70 автоматизированных систем пассажирского рельсового транспорта (за исключение транспортных систем аэропортов и отдельных торговых комплексов). По
оценкам издания Metro Report, уже треть законтрактованных в 2019 году вагонов метро в мире предполагает беспилотное вождение.
Управляющий директор по развитию интеллектуальных систем управления ТМХ и глава «Локотех-Сигнала» Андрей Романчиков отметил «Ведомостям», что полная автоматизация движения в метро является вопросом ближайших 2-3 лет. Ранее в интервью «Технике железных дорог» замгендиректора «ЛокоТех-Сигнал» Павел Мащенко также
прогнозировал, что беспилотные технологии при наличии соответствующей нормативной базы станут обязательными для метро и трамваев в перспективе 3-5 лет. В свою очередь Ольга Ускова, гендиректор работающей с РЖД над проектом автоматизации маневровых тепловозов компании Cognitive Pilot,
отмечала, что внедрение технического зрения и беспилотных технологий на рельсовом транспорте в России начнется уже в этом году. В рамках опроса, который проводила «Техника железных дорог» среди подписчиков Telegram-канала, почти половина респондентов
указала, что ожидает массовое внедрение беспилотных технологий на железнодорожном транспорте через 10-15 лет.
@tzdjournal