#мнение
Старший партнёр венчурного фонда SMG Capital, серийный предприниматель, сооснователь клуба инвесторов Аngelsdeck Сергей Мосунов специально для “Русского Венчура”:
Стартапы и госзаказ
Говоря про российское государство, я бы отметил два основных направления, где сконцентрированы инновационные идеи и технологии: первое – сбор налогов и контроль денежных потоков, второе – это безопасность и документооборот. По этим двум направлениям существуют большие бюджетные программы по разработке собственных продуктов и в том числе покупка инновационных решений.
Мы видим, как, например, налоговая служба за последние несколько лет достаточно качественно поменяла свою информационную систему, теперь та способна прозрачно видеть все, что происходит непосредственно в банковской системе, потоки платежей, источники налога, схемы оптимизации налогообложения,и тд. С другой стороны тоже самое происходит и с товаропотоками – система точно видит, где формируются товаропотоки и где находятся финальные потребители этих товаров. Это было возможно сделать только благодаря появлению инновационных подходов и стартапов, то есть была создана некая информационная система, которая помогла решить эти задачи.
Аналогичная ситуация и с безопасностью, например, распознавание лиц, через видеокамеры, отслеживающие состояние здоровья людей или даже их психологическое состояние – насколько они эмоционально возбуждены и так далее, то есть существует некоторое количество технологий, связанных с распознаванием и предотвращением различных происшествий. Я знаю, что частные компании со своими технологиями очень активно продают их госструктурам.
Моё концептуальное видение, что компания уже в самом начале должна разделять для себя, с кем она хочет сотрудничать: хочет ли она сотрудничать с государством, либо она идет на открытый рынок. То есть если вы приходите на рынок государства, тогда вы должны быть готовы к некоторым ограничениям, связанным с ростом, с ограничением технологий и различных контактов, в том числе и с международными инвесторами.
Мне кажется, если вы точно принимаете решение идти с государством, вам следует пройти через все системы поддержки проектов, такие как гранты, премии, конкурсы и тд.
Глобальный венчурный бизнес – это всё-таки про другое. Это про то, как сделать компанию, способную конкурировать на глобальных рынках и с глобальными компаниями. Быстрорастущие бизнес-модель и продукты, способные поменять привычки потребителей по всему миру, – вот настоящий вызов для венчурной компании. Если же этого не получается сделать, тогда, можно смотреть и принимать решения, связанные с работой с государством.
При этом, государство – это тоже большой клиент, покупатель вашего продукта, вам придется конкурировать с компаниями более качественно понимающими, что нужно государству в данный момент, поэтому эта задачка совсем не из простых.
Еще один важный момент, про который стоит упомянуть, – это уровень основателя работающего с государством, например, как работает НАСА в США.
У компании Space X, которая, как вы знаете, выполняет контракты перед НАСА и Пентагоном, появились лоббисты, кто ходит по кабинетам и качественно готовит эти контракты. Хороший пример, когда на пост главы НАСА пришел Чарльз Болден и Space X получила серьезную поддержку по всем своим проектам. Это пример когда уже сложившийся предприниматель с качественными связями начинает делать проект с государством.
Если вы умеете общаться с большими людьми или сами являетесь большим предпринимателем, то, конечно, можно создавать проекты и с государством и для государства. Если же не чувствуете в себе таких возможностей, то лучше выбирать открытый глобальный рынок, где можно научиться работать с разными клиентами в условиях “совершенной” конкуренции, увидеть, как все устроено в этом мире, познакомиться с большим количеством международных инвесторов, партнеров, клиентов – это будет намного интереснее и намного более драйвовей, нежели чем с самого начала заниматься около государственными проектами.
@rusven