Вышло новое исследование “Стартап Барометр”, посвященное венчурному рынку в России. Второй год подряд его инициирует инвестор Алексей Соловьев. Эксперты поговорили с более 530 основателями отечественных инновационных стартапов в России.
1. Число бизнесменов, имевших до запуска стартапа собственный бизнес, уменьшилось по сравнению с данными за прошлый год - с 30% до 24%. Зато среди стартаперов выросло количество бывших наемных сотрудников крупных компаний.
2. 20% стартапов было создано в 2018 году. Почти 14% основателей запустили собственные проекты 2 года назад, 13% - 3 года назад. 15% компаний работают на рынке более 5 лет.
3. Исследователи пришли к выводу о том, что продукты и услуги для бизнеса разрабатывают 16 % респондентов, 13% внедряют AI-технологии, затем идут Big Data (11%), EdTech (10%) и IoT (9%). Более 77% российских стартапов работают по B2B-модели. 39% B2B-проектов предпочитают работать с клиентами из малого и среднего бизнеса, к сотрудничеству с крупным бизнесом стремятся 29%. 42% участников исследования находят свой продукт уникальным, 19% из них считают, что аналогов не существует не только на отечественном, но и на международном рынке.
4. Готовый продукт и первые продажи уже имеют более 45% стартапов. 18% занимаются разработкой прототипа. Отвечая на вопрос о необходимых для развития ресурсах, более половины опрошенных заметили, что нуждаются в деньгах.
5. 46% проектов занимаются прямыми продажами, хотя в 2018 году этот вариант выбрали 25%. На втором месте - заработок на подписках (20%).
6. У 33% проектов нет выручки за последние 12 месяцев. 22% за аналогичный период заработали до 1 млн рублей. От 1 млн до 10 млн рублей заработало 22%. О выручке более 10 млн рублей заявили 16%.
7. Основным рынком отечественных технологических стартапов является Россия (74% опрошенных). 12% респондентов продают только в Москве и Петербурге. 35% компаний продают свой продукт в странах СНГ, 21% - в Европе, 15% в США и 16% в Азии.
8. 63% компаний созданы на собственные средства и не финансируются инвесторами. 16% основаны на гранты. На средства непрофильных инвесторов (друзей или родственников) создано 9% проектов.
9. 33% стартапов продолжают развиваться на средства начального финансирования. 86% основателей, запустивших стартап на свои деньги, продолжают развиваться на собственные средства и полученную выручку без внешних инвесторов. 47% основателей, запустивших проект на грант, продолжают развиваться на те же средства или привлекают новый грант
10. У 77% стартапов нет внешних инвесторов. 14% основателей не планируют привлекать финансирование до конца этого года, а 17% еще не определились. Треть стартапов хотели бы получить до $300 000, а 25% фаундеров стремятся получить инвестиции до $1 млн. На более значительные суммы рассчитывают 13% основателей.
11. Основными действующими инвесторами проектов являются частные непрофильные инвесторы (47%). Российские венчурные фонды назвало 25%. 14% отметили стратегических инвесторов. 12% респондентов назвали своими ключевыми инвесторами российские или западные акселераторы. О профессиональных бизнес-ангелах сообщили лишь 11% опрошенных.
12. 67% создателей стартапов, имеющих инвесторов, подняли только 1 раунд. Два раунда - у 22% профинансированных проектов, три и более - у 11%. У 57% компаний последний раунд был посевным, лишь у 14% - раунд А.
13. До $300 000 получили 75% респондентов. От $300 000 до $1 млн подняли 15% компаний. 7% привлекли от $1 млн до $5 млн. Лишь 2% получили $5 млн и более.
14. 52% фаундеров сохраняют основную долю в компании - от 76% до 100%. Больше половины, но менее 75% доли в проекте у 30% респондентов. 18% основателей не имеют контрольного пакета в своем бизнесе.
https://vc-barometer.ru/startup_barometer_2019