Как ученому делать свою работу так, чтобы выглядеть в глазах государства благонадежным? Постараться не ездить за границу, не переписываться с другими учеными, а лучше всего — не дышать. Журнал Science News описал несколько современных кейсов, где государства пытались расправиться с исследователями, которые просто делали свою работу. Так, профессор судебной медицины из Турции Шебнем Корур Финджанджи, ставшая свидетелем преступлений военных в отношении гражданских лиц, получила 2,5 года тюрьмы за подписание петиции о прекращении насилия по отношению к собственным гражданам. Кроме нее эту петицию с требованием мира подписало более 1000 ученых, почти половина из них в результате лишились рабочих мест.
Еще хуже пришлось жившему в Швеции исследователю медицины катастроф иранского происхождения Ахмадрезу Джалали. Джалали посещал Иран несколько раз в год, помогая исследовательским центрам и больницам создавать учебные программы. Во время одной из таких командировок ученого задержали, в 2017 году он был приговорен к смертной казни за шпионаж в пользу Израиля. По словам жены, Джалали стал мишенью из-за того, что дважды отказывался от работы на иранскую разведку. В прошлом году Швеция предоставила находящемуся в иранской тюрьме ученому шведское гражданство — формально это позволяет вести переговоры о его выдаче (ранее у Джалали был только шведский вид на жительство), однако освобождения пока добиться не удалось. Не помогло и открытое письмо 75 нобелевских лауреатов иранскому правительству.
Чтобы тебя действительно заподозрили в продаже секретов, достаточно делать что-то сложное или родиться в Китае. Если звезды сойдутся, получится как у американского физика китайского происхождения Сяосина Си, которого обвинили в передаче засекреченных чертежей портативного нагревательного устройства китайской стороне. При этом эксперты минюста США и ФБР так плохо знали физику, что не смогли понять, а что, собственно, содержится в чертежах — профессор Си отправил своим коллегам информацию о вообще другом устройстве, в котором ничего секретного нет. Проконсультироваться с кем-то, кто шарит в максимально далёкой от практической выгоды фундаментальной науке, которой и занимается Си, также никто не догадался. Но это не помешало выдвинуть против профессора обвинения, а также отправить к нему домой ночью агентов ФБР. Обвинения сняли, но осадочек остался: до всей этой истории в 2015 году у Си было 9 грантов, теперь осталось 2, количество сотрудников его лаборатории сократилось с 15 до 3, ну и в целом карьера забуксовала.
Как еще можно влипнуть, занимаясь наукой и пытаясь при этом не быть мудаком, читайте в материале:
https://www.sciencenews.org/article/human-rights-scientists-research-clash-goverment-crack-down