Size: a a a

Лев Шлосберг

2020 July 03
Лев Шлосберг
❗️В Москве задержали журналиста и муниципального депутата Илью Азара.

Он встал с одиночным пикетом в поддержку псковской журналистки Светланы Прокопьевой.
источник
Лев Шлосберг
Суд по делу Светланы Прокопьевой — один из самых одиозных процессов против свободы слова в России.

Сам факт заведения уголовного дела из-за колонки Прокопьевой, которую она написала и прочитала после теракта в здании УФСБ в Архангельске, означает страх ФСБ перед произошедшим. По сути, всё, что связано с этой трагедией, — запретная тема для ФСБ. А Светлана поставила в колонке вопрос об ответственности государства за то, что молодые люди вместо того, чтобы жить и реализовываться, становятся террористами — и это естественный и правильный вопрос, который возникает в головах миллионов людей.

Доказательства в деле Прокопьевой сфабрикованы, её адвокат доказал в суде, что экспертизы хакасских специалистов были оформлены на подложном бланке Хакасского университета и в университете не изготавливались, что подтверждается ответом ректора вуза.

На ходатайство адвоката об исключении доказательства как недопустимого суд ответил отказом, хотя очевидно, что непрофессиональные эксперты додумывают и дописывают доказательства под нужды следствия. Этих экспертов нужно навсегда отстранить от профессиональной деятельности, а если будет доказан умысел в изготовлении заведомо ложной экспертизы — они должны предстать перед судом.

Но пока мы видим в действиях следствия попытку защитить этих экспертов, а не стремление законно обосновать обвинение. И это означает разрушение основ судебного процесса.

Дело против Светланы Прокопьевой коррумпировано в политическом плане и нарушает конституционные основы России. Светлана сделала свою журналистскую работу, воспользовалась своим конституционным правом на свободу слова. То, что пытается сделать обвинение, — это поставить ещё один шлагбаум перед свободой слова в России. Если Прокопьевой вынесут обвинительный приговор, это будет означать попытку заставить прессу замолчать и прекратить говорить о терактах, связанных с ФСБ.

Это будет первое политически значимое решение суда по уголовному делу после внесения поправок в Конституцию России. Приговор покажет, какая политика будет проводиться в стране после изменения Конституции — хотя мы помним, что вторая глава Конституции , в которой говорится о свободе слова и свободе массовой информации, осталась неприкосновенной.

Источник
источник
2020 July 04
Лев Шлосберг
Борис Вишневский в защиту Светланы Прокопьевой
источник
Лев Шлосберг
источник
Лев Шлосберг
Заявление Комиссии по свободе информации Совета по правам человека при президенте РФ в связи с требованием прокурора по делу Светланы Прокопьевой

03 Июля 2020

Прокуратура во время прений по делу об «оправдании терроризма» (ст 205.2 ч.2 УК РФ) потребовала назначить псковской журналистке Светлане Прокопьевой шесть лет колонии, а также запретить заниматься журналистикой в течение четырех лет.

Комиссия Совета при президенте Российской федерации по развитию гражданского общества и правам человека по свободе информации и правам журналистов возмущена таким требованием прокуратуры.

Прокопьеву обвиняют в том, что в эфире «Эха Москвы во Пскове» она пыталась проанализировать мотивы Михаила Жлобицкого, совершившего самоподрыв у здания архангельского УФСБ и позволила себе реплику, что государство своей чрезмерной жестокостью само подталкивает молодых людей к противоправным действиям.

На тему мотивации террористов, зарождения терроризма, как явления, написаны сотни книг. Попытки разобраться в их мотивах не делают людей соучастниками преступления. Прокопьева никак не высказывалась в поддержку поступка Жлобицкого.

Сам факт возбуждения дела против нее  - абсурден.

Прокуратура могла отказаться от обвинения и тем самым закрыть дело, которое на контроле у международного сообщества. Вместо этого – совершенно абсурдные  требования огромного уголовного срока при полном отсутствии состава преступления.

Ждем приговора, но также заранее выражаем сочувствие другим жертвам псковской прокуратуры, показавшей сегодня свою полную некомпетентность. Надеемся, что суд окажется профессиональнее стороны обвинения.
источник
Лев Шлосберг
«Государственная власть в руках жестоких людей становится главной угрозой безопасности»

Последнее слово журналиста Светланы Прокопьевой на военном суде в Пскове. Её хотят посадить на 6 лет и лишить на 4 года права заниматься журналистикой.

Голос и текст.
источник
Лев Шлосберг
Сергей Смирнов, главный редактор «Медиазоны»: «Поеду в Псков на приговор, это очень важное дело для нас всех. Свободу Светлане Прокопьевой! Оглашение приговора в понедельник 6 июля в 12:00»
Telegram
Смирнов
Запрошенный срок псковской журналистке Светлане Прокопьевой выглядит абсурдно. 6 лет за колонку, ну это же реально безумие.

Но вот что лично меня настораживает. Думаю журналисты не просто раздражают силовиков (кто только этих людей в форме не раздражает). Силовики в прошлом году на деле Голунова столкнулись с сопротивлением и проиграли, причем публично. Понятно, что псковские чекисты, которые так встревожились по поводу текста Прокопьевой не имеют прямого отношения к делу Голунова.

Тем не менее, учитывая запрошенный срок есть риски, что Прокопьева получит реальный срок. Несмотря на акции солидарности, выход на улицу и так далее. Пора показать журналистам их место, чтобы слишком много о себе не думали после Голунова.

Поеду в Псков на приговор, это очень важное дело для нас всех. Свободу Светлане Прокопьевой! Оглашение приговора в понедельник 6 июля в 12:00
источник
Лев Шлосберг
Татьяна Фельгенгауэр: «Мне кажется, что сейчас нет ничего более важного для любого СМИ в России, чем говорить о деле Светланы Прокопьевой. И не просто говорить, а требовать его закрытия!

Светлану Прокопьеву судят за слова. Ей требуют дать 6 лет за колонку. Вы ведь понимаете, что фактически это запрет на журналистику мнений?

Каждый сотрудник СМИ - потенциальная жертва подобного дела. Следователи и прокуроры найдут экспертов, которые интерпретируют ваши слова как угодно. Вам припишут то, чего вы не говорили. Вложат в ваши статьи смыслы, которых там не было. А потом посадят или попытаться посадить.

Я пишу «вам»... Нет! Нам! Мне! Я за себя сейчас боюсь. За друзей своих. Света сейчас – каждый мой друг и коллега. Света Прокопьева – это я. И вы все.

Как и с делом Голунова, это тот случай, когда активный, солидарный и жёсткий отпор – единственный шанс на спасение и справедливость.

Завтра я сяду за руль и поеду в Псков. В понедельник в 12.00 я приду в здание областного суда, чтобы поддержать Светлану Прокопьеву во время чтения приговора. Чтобы попытаться защитить её. Чтобы защитить нас всех. Себя. Вас».
Telegram
Таня Ф.
Мне кажется, что сейчас нет ничего более важного для любого СМИ в России, чем говорить о деле Светланы Прокопьевой. И не просто говорить, а требовать его закрытия!

Светлану Прокопьеву судят за слова. Ей требуют 6 лет за колонку. Вы ведь понимаете, что фактически это запрет на журналистику мнений?

Каждый сотрудник СМИ - потенциальная жертва подобного дела. Следователи и прокуроры найдут экспертов, которые интерпретируют ваши слова как угодно. Вам припишут то, чего вы не говорили. Вложат в ваши статьи смыслы, которых там не было. А потом посадят или попытаться посадить.

Я пишу «вам»... Нет! Нам! Мне! Я за себя сейчас боюсь. За друзей своих. Света сейчас - каждый мой друг и коллега. Света Прокопьева - это я. И вы все.

Как и с делом Голунова, это тот случай, когда активный, солидарные и жёсткий отпор - единственный шанс на спасение и справедливость.

Но сейчас я почти не вижу солидарности, и это очень грустно.

Завтра я сяду за руль и поеду в Псков. В понедельник в 12.00 я приду в здание областного суда,…
источник
Лев Шлосберг
Давид Френкель — о деле Светланы Прокопьевой.
источник
Лев Шлосберг
В феврале 2019 года к псковской журналистке Светлане Прокопьевой пришли с обыском — против нее возбудили уголовное дело по статье об оправдании терроризма (ч. 2 ст. 205.2 УК). Поводом стала колонка Прокопьевой, посвященная теракту в Архангельске в октябре 2018 года, когда 17-летний Михаил Жлобицкий подорвал себя при входе в здание ФСБ, обвинив перед этим силовиков в пытках и репрессиях.

Обвинение посчитало, что Прокопьева, рассуждая о причинах поступка юноши, представила его борцом с репрессивным государством. Сама журналистка в последнем слове сказала, что её задача была в том, чтобы попытаться найти причины, по которым «возник это нездоровый, ненормальный теракт».

Прокуратура потребовала приговорить Прокопьеву к шести годам лишения свободы и запретить ей заниматься журналистикой на четыре года. Приговор огласят в полдень 6 июля.

«Холод» публикует мнения российских журналистов о деле Светланы Прокопьевой.

30 российских журналистов — о том, почему дело Светланы Прокопьевой должно быть прекращено.

Наталья Синдеева, Иван Голунов, Тихон Дзядко, Юлия Таратута, Юрий Сапрыкин, Илья Азар и многие другие — о деле псковской журналистки, которой грозит шесть лет лишения свободы за колонку. Приговор огласят уже послезавтра.
источник
2020 July 05
Лев Шлосберг
Елена Маятникова, юрист с почти 20-летним стажем работы в прокуратуре, прокомментировала требование обвинения о приговоре Светлане Прокопьевой в виде 6 лет лишения свободы и 4 лет запрета на журналистскую деятельность:

«После обвинительной речи прокурора в деле Светланы Прокопьевой появились основания для вмешательства президента. Теперь уже в силу его прямых полномочий.

Сейчас хочу сказать только о наказании, которое прокурор просила назначить Светлане, потому что тема очевидного, на мой взгляд, отсутствия состава преступления в ее действиях заслуживает отдельного разбора.

Санкция части 2 статьи 205.2 Уголовного кодекса РФ предусматривает два вида основного наказания (штраф или лишение свободы от 5 до 7 лет) и дополнительное (лишение специального права до 5 лет, без нижней границы).

Прокурор попросила назначить лишение свободы сроком на 6 лет и лишение права заниматься журналистской деятельностью в течение 4 лет.

То есть орган, представляющий государство, предложил суду наказать Светлану Прокопьеву лишением свободы, когда санкцией статьи предусмотрено и наказание, не связанное с изоляцией от общества. Предложенный срок основного наказания не минимален, а дополнительного — приближается к максимальному.

В пользу необоснованной жестокости запрошенного наказания говорит отсутствие отягчающих обстоятельств. Обстоятельство, которое могло быть отягчающим, предусмотрено в качестве признака преступления и не может учитываться отдельно. В суде не представлены доказательства каких-либо последствий «преступления». Характеристики и данные о личности Светланы — только положительные, а журналистская деятельность — её профессия и единственный источник дохода.

Естественно, в этой ситуации надо напомнить неюристам, что непризнание вины не отягчает ответственности и не может влиять на наказание.

Если исключить возможности, что прокурор забыла основы назначения наказания, не владеет материалами дела или не учитывает их, то следует вывод: прокурор относится к делу Светланы предвзято (неважно, её собственная это позиция или она выражает позицию вышестоящего прокурора). Самое очевидное, что могло повлиять на отношение — публичная реакция на уголовное дело с момента его возбуждения (может быть, кто-то надеется её погасить?) и стремление прикрыть недостатки (или злоупотребление полномочиями?) предварительного следствия или надзора за следствием.

Полагаю, что позиция, занятая прокурором в обвинительной речи по делу Светланы Прокопьевой, является основанием для служебной проверки на предмет нарушения присяги прокурора: «Посвящая себя служению Закону, торжественно клянусь: свято соблюдать Конституцию Российской Федерации, законы и международные обязательства Российской Федерации, не допуская малейшего от них отступления; непримиримо бороться с любыми нарушениями закона, кто бы их ни совершил...».

Логично инициировать служебную проверку не только в отношении прокурора, поддержавшего обвинение, но и курирующего его деятельность заместителя прокурора области, и лица, исполняющего обязанности прокурора. Полагаю, что неопределенность в руководстве прокуратуры Псковской области в течение последних месяцев могла породить у кого-то желание резонансных «побед» или, наоборот, стремление избежать ответственности за качество надзора за следствием в течение 1,5 лет, да много что можно предположить.

А ведь прокурор субъекта Российской Федерации назначается и освобождается от должности непосредственно президентом Российской Федерации, и о назначении лица исполняющим обязанности по вакантной должности генеральный прокурор Российской Федерации обязан незамедлительно информировать президента Российской Федерации (статьи 15 и 15.1 Закона о прокуратуре).

В октябре 2019 года пресс-секретарь президента Дмитрий Песков заявил, что уголовное преследование Светланы Прокопьевой «не тема для президента».

И вот ситуация пришла к тому, что президенту пора воспользоваться своими полномочиями».
источник
Лев Шлосберг
Главной опорой авторитарных и тоталитарных режимов является ложь, а главная угроза им — свобода слова, разоблачающая эту ложь.

Именно возможность людей открыто выражать свою точку зрения — главная опасность для вождей и режимов. Поэтому, конечно, самыми серьезными противниками для диктаторов были и остаются свободные СМИ, свободные журналисты, свободные люди.

За последние 20 лет в России ликвидированы почти все свободные СМИ, а свободных, то есть честных журналистов преследуют, запугивают, уничтожают.

Псковской журналистке Светлане Прокопьевой грозят шесть лет тюрьмы. О том, что это дело надумано и сфабриковано, знают все: следователи, прокуроры, судьи, чиновники в Кремле. Все понимают, что Светлана никогда не оправдывала терроризм: она пыталась разобраться, почему многие совсем молодые люди в России сегодня так категорически негативно относятся к власти и кто в этом виноват. Но честные ответы на эти вопросы угрожают режиму ровно так же, как свобода слова и обличение лжи и коррупции угрожают путинскому авторитаризму.

Светлана Прокопьева должна быть оправдана! Нежелание властей понимать причины и следствия и анализировать происходящее в стране, вымещение своего страха путем преследования журналистов за их профессиональную деятельность прокладывают путь России к отвратительному сталинскому тоталитарному государству.

----
На видео фрагмент беседы со Светланой Прокопьевой, июнь 2014 года
источник
Лев Шлосберг
Светлана Прокопьева невиновна. Это – главное, что нужно понимать в эти дни, за считанные часы до вынесения приговора.

Дело против Светланы Прокопьевой – это дело против каждого гражданина России, потому что на её месте может оказаться любой человек в нашей стране, сказавший правду о государстве. В том числе дело против тех, кто заказал это дело, вел следствие, давал заведомо ложные заключения, предъявлял людоедское обвинение.

Это уголовное дело – действительно о терроризме, потому что государственное обвинение невиновного человека – это и есть государственный терроризм. И он может коснуться каждого человека, каждого из нас.

Это дело зашло очень далеко. Судьба этого дела решается, к сожалению, не в кабинетах судей. Это будет приговор не только Светлане Прокопьевой, но приговор свободе слова в России.

Мы знаем всё про суд в нашей стране. Но надежда на законное и справедливое решение суда – это не наивность, а уверенность в своей правоте. Светлана Прокопьева должна быть оправдана, потому что правда на её стороне.
источник
Лев Шлосберг
«И покуда ломаете копья вы,
Безнадежно утративши стыд,
Все, что есть, объясняет Прокопьева.
Будет время — и вас объяснит».

«Предупредительное» от Дмитрия Быкова ➡️ http://amp.gs/2orm

Иллюстрация: Петр Саруханов / «Новая газета»
источник
2020 July 06
Лев Шлосберг
Главное судебное заседание в России состоится сегодня в Псковском областном суде (г. Псков, ул. Розы Люксембург, д. 17/24).

Второй западный окружной военный суд в 12 часов огласит приговор по делу по обвинению Светланы Прокопьевой. Это судебный процесс о свободе слова в нашей стране, о праве на мнение, праве на критику власти, праве на личное достоинство.

Светлана Прокопьева невиновна. Со всей страны в Псков приехали, чтобы поддержать ее, присутствовать в суде и рассказать о его решении друзья и коллеги по прессе, в том числе десятки журналистов независимых СМИ.

Сергей Смирнов («Медиазона») и Татьяна Фельгенгауэр («Эхо Москвы») в Пскове с вечера вчерашнего дня. Мы все вместе и рядом со Светланой.
источник
Лев Шлосберг
Господа в форме и штатском, читающие этот канал. Не закрывайте оглашение решения по делу Светланы Прокопьевой. Не меняйте залы с большего на меньший, не запрещайте людям вход в суд. Мы все понимаем, что единственным законным решением суда будет оправдательный приговор. У вас было много возможностей для того, чтобы прекратить это дело за отсутствием состава преступления на ранних стадиях. Об этом деле узнала вся страна. Поздно закрываться. Нет ничего хуже закрытого политического процесса. Не взрывайте страну.
источник
Лев Шлосберг
Псков, улица Розы Люксембург, 17/24, вход в Псковский областной суд, 6 июля 2020, 11:30
источник
Лев Шлосберг
источник
Лев Шлосберг
Решение суда по делу Светланы Прокопьевой означает вынужденный компромисс полицейского государства, которое не может оправдать невиновного человека, потому что это обрушит основы системы, но вынуждено реагировать на общественное мнение. Для гражданского общества это не победа, но реальное достижение. Важно не успокоиться и не признать ненормальное нормой жизни.
источник
Лев Шлосберг
Военный суд на выездном заседании в Пскове вынес решение по делу Светланы Прокопьевой: признал виновной, определил наказание (штраф в размере 500 тысяч рублей) и приговорил к изъятию ноутбук («орудие преступления»). И все выдохнули: Светлана осуждена, но не лишена свободы и не лишена права заниматься журналистикой.

Вот она, радость для невиновного человека в России: жив и свободен. Поговорим со Светланой прямо сейчас, в 19 часов, про всё: силы, страхи, надежды, достижения, защиту, друзей и противников.

Присоединяйтесь, это важно для каждого из нас. Задавайте свои вопросы, Светлана ответит на них. Прямой эфир будет доступен на канале ГражданинЪ TV.
источник